Гумилев жираф анализ кратко. «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва. Образы и символы

Николай Гумилёв — поэт серебряного века . Он создатель и представитель поэтического направления акмеизм. Гумилёв сформулировал основные концепции акмеизма, учил молодых поэтов филигранной работе над словом и образом и сам писал гениальные стихи. В них органично сочетались прозаические будни и экзотика приключений.

Вконтакте

Гумилёв много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Яркие сказочные впечатления от этих странствий он передавал в своих стихах. Особенно полюбилось читателям стихотворение » Жираф». Прозаическую встречу с красивым африканским животным силой своего таланта поэт переплавил в философское произведение.

План анализа

По этому плану сделаем краткий анализ произведения. Гумилёв путешествовал не только, как поэт. Он преследовал и научные цели. После возвращения Николай Гумилёв писал научные отчёты и статьи, привозил ценные коллекции артефактов из африканских земель.

В 1907 году он написал своего » Жирафа», самое популярное и известное стихотворение. В 1908 году оно было включено в сборник «Романтические цветы». Уже по названию сборника становится ясным характер его лирического героя. О чём бы ни писал автор, в центре изображения — человек с героическим прошлым, жизнь которого состоит из приключений и таинственных событий .

В тексте стиха » Жираф» нет непосредственного описания экзотических событий, есть только намёк на то, что такие события пережил лирический герой.

В произведении использован приём противопоставления. Хмурому серому дождливому дню, навевающему тоску и безысходность, противопоставляется величественная волшебная картина Африки с озером Чад, с невозмутимым жирафом, с таинственными легендами о страстной любви.

Поэзия, как и музыка, воспринимается разными людьми по-своему. Жанр стихотворения Гумилёва — философская лирика. В нём противопоставлена обыденная серость и яркая жизнь в путешествиях по экзотическим странам.

Стихотворение начинается обращением к девушке , которая особенно грустна, выглядит очень хрупкой и уязвимой на фоне серого дождливого дня. Лирический герой с ласковой настойчивостью обращается к ней, Его слова похожи на сказочный зачин: «Далёко, далёко на озере Чад изысканный бродит жираф…»

Цель поэта — не увести читателя от будней в сказку, а дать понять, что каждый видит жизнь по-своему. Один за тяжёлым туманом не видит, что есть и другая жизнь. Только ты можешь заставить себя забыть тоску и туман и отправиться за интересными приключениями.

Поэт рисует картину, полную разнообразных красот природы на далёком острове Чад. Это не сказка, озеро Чад существует в жизни. «Изысканный жираф» проходит по его берегу, сияя узорами своей шкуры, и скрывается в мраморном гроте. И только от человека зависит, сможет ли он уйти от серости жизни и насладиться африканскими красотами.

Завораживающе звучит рассказ поэта о чёрной деве, о страсти молодого царя. Но девушка не хочет верить рассказам о жизни в далёких странах, о «тропических садах» и «стройных пальмах». Она ничего не хочет видеть, кроме серости, тоски, «тяжёлого тумана» и дождя.

Но лирический герой не сдаётся и под плач девушки снова повторяет свои слова.

Концовка стиха внушает читателю, что жизнь не состоит только из серости и дождя, пока на далёком «озере Чад бродит изысканный жираф» , цветут «тропические сады» и растут «стройные пальмы».

Литературные и поэтические приёмы в стихотворении

В стихотворении «Жираф» изумительные эпитеты и сравнения. С первой строчки удивляет эпитет » изысканный». Не одежда, не поведение, не вещь, а жираф, животное, изысканное. Но ведь жираф действительно изысканный. Им можно постоянно любоваться и восхищаться. Грациозная шея, неторопливая походка, миролюбивый характер.

Поэт находит точные слова, описывая «волшебный узор» шкуры, сравнимый с осколками луны в отражении воды озера Чад, а издали похож на паруса корабля. Плавный бег жирафа Гумилёв сравнивает с «радостным птичьим полётом».

Эпитетов в данном стихе много: «грациозная стройность»,»цветные паруса», » весёлые сказки», » таинственных стран» , «немыслимых трав».

Образ жирафа автор создаёт неторопливым спокойным звучанием. Обычно повтор далёко-далёко пишется через чёрточку, но поэт написал его через запятую, чтобы читатель сделал остановку после первого далёко и сразу смог почувствовать плавную походку неторопливого животного.

Осмелится луна, видит земля — зто олицетворения.

Для создания образа печальной слушательницы лирического героя автор применяет аллитерацию, ассонанс: «взгляд — Чад»; анафору: «особенно грустен», «особенно тонки».

Поэтическое наследие Гумилёва и его ценность для современного читателя

Поэтические приемы, которыми пользовался автор при создании стихотворения, такие точные и образные, что читатель представляет воочию озеро Чад, восхитительного волшебного жирафа, тропики, пальмы, «запах немыслимых трав». Эта картина уводит от грусти и тоски. Для этого поэт использует приём кольцевой композиции. Заканчивая стихотворение, автор оставляет в нашем сознании эту волшебную картину, а не туман и дождь.

Заканчивая анализ известного стихотворения, вспомним о том, что поэзию и музыку не хочется разбирать и анализировать, чтобы не испортить целостного впечатления от прекрасной музыки или от прекрасных стихов. Читайте и другие произведения Николая Гумилёва. Когда станет грустно от окружающей действительности, когда покажется, что, кроме тоски и серости, в жизни нет ничего, откройте томик или найдите в интернете стихи Гумилёва о дальних странах, о капитанах, о необычных событиях и людях. Прочтите: » И, кажется — в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога.» И захочется поехать в эти страны.

Трагически закончилась короткая жизнь поэта, но с нами его стихи.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф»

Цели: формирование интереса к личности и творчеству Николая Гумилева; постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Гумилева и внутреннего мира самого поэта

Развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и традиций (анализ стихотворения «Жираф») с использованием видеоряда и информационно-визуального материала

Стихотворение «Жираф» (1907) вошло в сборник «Романтические цветы» и, надолго стало «визитной карточкой » Гумилёва в русской литературе . Это стихотворение Гумилев считал своим самым любимым в сборнике. Он писал И. Анненскому: «... я хочу особенно поблагодарить Вас за лестный отзыв о моем любимом стихотворении. Из всех людей, которых я знаю, только Вы увидели в нем самую суть...» Попробуем и мы увидеть в этом прекрасном стихотворении его суть….

Прочитаем стихотворение.

Беседа по вопросам

Понравилось ли оно вам?

Каково настроение стихотворения?

Какие ассоциации вызвало оно у вас?

Как-то С. Есенин, поэт иных устремлений, восхищался первыми строками этого стихотворения. Чем, по-вашему, они необычны?

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Каково значение лексического повтора? (особенно тонки, особенно грустен)

В первом случае оно относится к краткому прилагательному «грустен» (твой взгляд) и усиливает семантику психологического состояния героини.

Во втором - к другому краткому прилагательному «тонки» (руки).


Каково лексическое значение слова «тонкий»?

О чем говорит поза героини?

- Видите ли вы в этом предложении синтаксическую ошибку?

(А. Блок считал, что «... душевный строй поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания». Вероятно, эта «оплошная» конструкция передает спонтанную, эмоциональную речь лирического героя). Герой крайне взволнован: ОНА ему слишком небезразлична, и, начиная «сказку», он переживает...

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Какую функцию выполняет эпитет «изысканный»?

Что означает это слово?
- С каким словом ассоциативно перекликается этот эпитет?

Это уникальная художественная находка поэта! Лирический герой рассказывает о жирафе, чтобы развеять ЕЕ печаль. Но жираф соотносим не только с героиней.

Интересно, что фигура животного ассоциативно напоминала внешность самого поэта. Современники Гумилева отмечали, что он был необычен по телосложению - долговязый и некрасивый. Поражал в нем контраст между непривлекательной внешностью и загадочным внутренним миром.

Какие средства выразительности использует поэт во 2-м четверостишии?

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Как описан жираф?

В чем смысл сравнения жирафа с луной?

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Какие ассоциации вызывают сравнения: «подобен цветным парусам корабля», его бег «как радостный птичий полет»?

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

В чем смысл противопоставления: Там - страсть, любовь «черной девы» и «молодого вождя», а здесь - ХОЛОДНОСТЬ, непонимание грустной героини и сильного, уверенного (или лишь желающего таковым казаться?) поэта?

– Что выражает риторический вопрос:

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав?..

Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Что значат слезы героини?

Так о чем же стихотворение Гумилева?

Стихотворение не только о красотах земли, об отношениях юноши и девушки, но и о том, как не похожи люди. Насколько одни романтичны и мечтательны, настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий. Стихотворение «Жираф» - вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить!

Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.

- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик по стихотворению Гумилева. В нем использована песня в исполнении Елены Ваенга.

Согласны ли вы с интерпретацией стихотворения Гумилева в данном ролике?

1. Выучить наизусть стихотворение «Жираф»

2. Сравнение палитры стихотворений Н. Гумилева и полотен французского художника П. Гогена

3. Подготовить выразительное чтение стихотворений И. Анненского «Смычок и струны», А. Блока «Скрипка стонет под горою»,

В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (индивидуальные задания).

Есть поэты среди лириков Серебряного века, чье влияние на потомков и современников было особенно значительным. К ним принадлежит, конечно, Гумилев Николай Степанович. В этой статье мы проанализируем его стихотворение "Жираф".

План анализа

Анализируя стихотворение, следует выделить следующие моменты.

К какому направлению в литературе принадлежал его автор.

Жанр данного стихотворения.

Идея, тема.

Композиция.

Лирический герой.

Литературные приемы, которые использует автор повтор, символ и др.), а также поэтическая лексика (неологизмы, архаизмы, антонимы, синонимы) и поэтическая фонетика (диссонанс, аллитерация).

Основываясь на этом плане, мы проведем анализ стихотворения "Жираф" Гумилева. Однако применять его можно и к другим поэтическим произведениям.

Автор произведения

Начнем "Жираф" с представления автора. Этот поэт известен был как один из руководителей и создателей школы акмеизма. Сам он относился к собственным стихам весьма критически, работал скрупулезно над их содержанием и формой. Гумилев - один из самых взыскательных и строгих учителей, прививавших молодым поэтам вкус к отточенности высказывания.

К какому направлению принадлежал Гумилев?

Гумилев, как мы уже упоминали, принадлежал к такому направлении, как акмеизм. Это придуманный Николаем Степановичем стиль, который подразумевал отражение действительности емкими и легкими словами.

Лирический герой

Намеренно лирический герой закрывает глаза на будничность жизни, окружающей его. Он ей противопоставляет полный приключений, яркий мир свободного странника. Привлекают его красивые названия, экзотические места. Целеустремленность и воля - духовный стержень всей поэзии Николая Степановича.

Современников захватил облик лирического героя Гумилева, сочетавший в себе мужество, отвагу, способность предсказывать будущее, а также страсть к путешествиям и детское любопытство к окружающему миру.

История создания произведения "Жираф" (Гумилев)

Анализ по плану продолжим, рассказав немного об истории создания стихотворения и сборнике, в который оно включено. "Романтические цветы" - сборник стихотворений, вышедший в 1908 году. Лирический герой в данном цикле примеряет различные маски. Он - то проигравший все игрок, который поставил в страшном порыве свой крест на карту; то мыслитель-отшельник, который обладает высшим знанием; то странник. За этими обличьями мы видим одного человека, мужественного и упрямого, мечтательного и отважного, который не боится испытаний и тревог, даже если они угрожают герою смертью. В сборник под названием "Романтические цветы" не случайно вошло стихотворение "Жираф", написанное в 1907 году. Это одно из наиболее ярких творений Гумилева, ставшее надолго его в литературе.

Сам автор много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Впечатления эти отразились в его стихах, для которых характерны дикие экзотические ритмы. Звучит в его произведениях и музыка заморских стран, и русские песни, и трубы войны, и слезы, и смех любви. Одним из наиболее прекрасных стихотворений, посвященных Африке, является у такого поэта, как Гумилев, "Жираф". Краткий анализ произведения не позволяет говорить подробно об остальном его творчестве, которое также весьма любопытно.

Жанр стихотворения

Как и многие другие стихотворения данного автора, этот стих написан в жанре философской лирики. кратко изложенный в этой статье, позволяет говорить о том, что перед нами поэт предстает "мастером сказки", в своем произведении сочетая описание быстро меняющихся, ослепительно ярких картин прекрасной далекой страны с музыкальностью и мелодичностью повествования.

Тема и идея

Лирический герой стихотворения "Жираф" для того, чтобы развеять печаль своей спутницы, решает ей рассказать грустную и таинственную сказку про страсть молодого вождя к черной деве, про "стройные пальмы", "тропический сад", про все экзотическое, прекрасное. Начинается она особенно: "Далеко, далеко на озере Чад..." бродит изысканный жираф.

Выражение "далеко-далеко" пишется обычно через дефис. С помощью него определяется что-то совершенно недостижимое. Однако Гумилев не без некоторой доли иронии наше внимание акцентирует на том, что этот континент не так уж и далек. Он сравнивает два пространства, в масштабе сознания человека являющиеся далекими. Однако они совсем близки в масштабе земли. Про то, что находится "здесь", автор не говорит ничего. Это и не нужно, так как здесь только "тяжелый туман", который мы привыкли вдыхать ежеминутно. Жизнь в мире, где мы живем, течет в серых тонах. Именно такой ее изображает Николай Гумилев ("Жираф"). Анализируя произведение, можно сказать, что лишь слезы и грусть остались "здесь". Кажется, как будто на земле невозможен рай. Однако лирического героя эта обыденность не устраивает. Его влекут необычность, красочность, экзотические ритмы.

Лирический герой, обращаясь к таинственной женщине, судить о которой мы можем только с позиции автора, диалог ведет и с нами, то есть теми, кто слушает эту сказку. Он предлагает взглянуть иначе на мир, понять, что земля видит "много чудесного". Каждый из нас способен при желании увидеть это, следует лишь очиститься от вдыхаемого нами "тяжелого тумана" и понять, что мир прекрасен и огромен. Автор стремится это доказать. Совершенно иной представляется жизнь на озере Чад. Здесь, как будто драгоценный алмаз, переливается и блестит мир, воздух чистый и свежий.

Художественные образы

Вот уже мы переносимся вместе с героиней стихотворения в загадочную Африку для того, чтобы попасть в "тропический сад", дотронуться до стволов прекрасных "стройных пальм", вдохнуть воздух далекой земли, напоенный благоуханием растений и цветов и увидеть удивительное животное, которому дана "грациозная стройность и нега".

Романтически условен облик этого африканского животного. Много в стихотворении "придуманного" изящества. Можно отметить здесь строчку о том, что он "прячется в мраморный грот" на закате. Однако поэтическая форма оправдывает это, поскольку предполагает уже изначально наличие таинственного и чудесного.

В данном стихотворении Николай Гумилев остановил не случайно свой выбор на жирафе. Присущая ему экзотика вписывается очень органично в текст повествования о загадочной далекой земле. С длинной шеей, стоящее твердо на ногах, с "волшебным узором", украшающим шкуру, это животное стало героем множества стихов и песен. Можно, пожалуй, провести параллель между ним и человеком, который так же грациозно строен, статен и спокоен. Однако жирафу "нега" и миролюбие даны от природы. А по собственной воле возвеличивает себя над другими живыми существами.

Литературные приемы, которые использует Гумилев

Проведя анализ стиха Гумилева "Жираф", мы заметили, что автор использует прием необычного сравнения, что является одним из самых примечательных средств создания образа жирафа. Волшебный узор его шкуры сравнивается с блеском луны, а сам он "подобен цветным парусам корабля". Бег животного уподобляется радостному птичьему полету: он такой же плавный.

Другими средствами, к которым Гумилев прибегает в данном стихотворении, являются эпитеты: "грациозная стройность", "изысканный жираф", "цветные паруса", "волшебный узор", "тяжелый туман", "радостный полет", "немыслимые травы", "таинственные страны", а также метонимия ("бродит жираф"), повтор ("далеко, далеко"), олицетворение ("осмелится только луна", "много чудесного видит земля").

Сродни грациозности и спокойствию жирафа мелодия произведения, как показывает анализ стихотворения "Жираф" Гумилева. Неестественно протяжны звуки. Они мелодичны, придают оттенок волшебства повествованию, дополняют также сказочное описание. Гумилев в ритмическом плане использует в стихотворении пятистопный ямб. С помощью мужской рифмы объединяются строки (то есть ударение падает на последний слог). Звучит эффектно заключительный стих последней и первой строф, сокращенный до трех стоп. Возможно, именно поэтому они запоминаются и надолго остаются в памяти. Мы заметили также еще один важный момент, проведя анализ. Гумилева "Жираф" - стихотворение, в котором пятистопный амфибрахий, его баюкающий ритм в сочетании с использованием звонких согласных позволяет автору красочно и органично описать мир сказки. Настолько мелодично это стихотворение, что сегодня оно стало песней: на него написана музыка.

Автор использует для создания образа таинственной и печальной незнакомки аллитерацию, ассонанс (взгляд - Чад), анафору ("особенно грустен", "особенно тонки"). Мы встречаемся с ассонансом и далее (вождя - дождя, дана - луна, стран - туман и т.д.).

Нельзя не включить в анализ стихотворения "Жираф" Гумилева и следующий момент. Автор, рисуя картины волшебной страны перед читателем, нигде при этом не использует в повествовании конкретного описания цвета образов и предметов. Гумилев, прибегая к поэтическим средствам, своего цветового видения не навязывает. Он дает возможность воображению представить живо мир, о котором говорится в стихотворении, его оттенки и цвета. В этом вы можете убедиться, проведя самостоятельно анализ.

Гумилева "Жираф" - произведение, читая которое, мы действительно представляем и сидящую грустно у окна изящную девушку, и шкуру жирафа с волшебным узором, и цвет глади воды, по которому раскинулись золотистым веером лунные блики, и паруса корабля, плывущего на закате, алые, как у Грина.

Композиция

Завершает наш анализ стихотворения "Жираф" Гумилева композиция произведения. Это прекрасная сказка. Для нее, как и для многих других, характерна кольцевая композиция. Заканчивается действие там же, где оно и начиналось. Этот прием в данном случае демонстрирует желание Гумилева рассказать читателям о "рае на Земле" для того, чтобы заставить посмотреть их по-новому на мир. Создается впечатление по мере прочтения, что еще не окончена сказка о таинственной и прекрасной Африке. Кажется, что лирический герой настолько увлечен богатой палитрой цвета, экзотическими звуками и запахами, что без устали готов рассказывать о них, рисовать яркие, пышные картины. И нам невольно передается этот неугасимый энтузиазм. Мы с нетерпением, как в сказках Шахерезады, ожидаем продолжения и находим его с благодарностью, обращаясь к творчеству Гумилева, в других его произведениях.

Итак, мы рассказали о произведении, которое создал Николай Гумилев ("Жираф"). Анализ стихотворения был проведен с опорой на план, данный в начале статьи. Это лишь краткая характеристика, отмечающая основные особенности данного произведения.

Элегическое стихотворение «Жираф» Николая Степановича пропитано двумя чувствами, которые между собой крайне схожи - тоска по дальним «сказочным» странам и женская печаль. Герой, одолеваемый первым чувством, пытается развеять второе у своей возлюбленной. Но неукротимо претерпевает неудачу, сам погружаясь в те путешествия, которые когда-то совершал. В стихотворении об этом не сказано, но можно подумать, что героя начинает тяготеть то место, в которое он вернулся, и его непреодолимо будет тянуть обратно в Африку, на Восток и в другие экзотические края.

Аллитерация, используемая очень ярко в начале, становится предвестником того, что героиня не захочет слушать рассказчика, не сможет выбраться из своей тоски. Звонкие и шумящие согласные напоминают дождь, стук капель, и потому вводят в лёгкую меланхолию. Но затем автор и лирический герой пытаются развеять это. Будто в их желании развеять печаль не только у девушки, но и у читателя, провести и его в эти прекрасные истории. Пятистопный амфибрахий растекается, усиливая впечатления миража и сказочности всего происходящего, а сокращение до трёх стоп в последних строчках первой и пятой строфы резко вводит в своеобразный транс.

Центральным образом стихотворения является не столько жираф, сколько его олицетворение собой экзотических стран, о которых так упорно рассказывает лирический герой. При этом применяются эпитеты, подчёркивающие эфемерность, метафоричность жирафа (сравнение его узора на шкуре с луной, что качается в водах озёр; сравнение его бега с птичьим полётом, намекая вновь на его невесомость и иллюзорность). При этом сами образы кажутся очень призрачными, словно в дымке: всё это рассказы, которым возлюбленная лирического героя верить никак не хочет и не может. Это объясняется тем, что она слишком долго просуществовала в тёмном мире, в изоляции от этих тропических чудес, «вдыхая тяжёлый туман». Перед ней предстаёт суровая действительность. Она её видит, и потому верит ей гораздо охотнее.

Стихотворение циклично. Из точки печали оно возвращается в точку ещё более глубокого чувства - настоящей дисфории. То, что было сначала грустью, стало слезами. Но лирический герой не унимается и продолжает рассказывать про жирафа, что бродит у озера Чад. Можно сделать один из выводов, что его занимают его рассказы куда больше, чем девушка. Возможно, именно в этих путешествиях и странствиях он находит тепло и свет. Не зря же в стихотворении подчёркивается, что девушка стала частью той тёмной среды, из которой герой вышел, уехав в далёкие, тропические страны.

С точки зрения истории Николай Степанович Гумилёв создал своего рода сценку диалога (больше, конечно, монолога) между неким героем и его любимой. Стоит отметить, что поэт вложил в образ жирафа не свои реальные впечатления, а представления и ощущения, причём очень яркие и насыщенные, будто основанные на настоящем путешествии. Однако увидит Николай Гумилёв жирафа только через два года, издав сборник «Романтические цветы». В него и входит стихотворение «Жираф».

Вариант 2

Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место, озеро Чад с его обитателем жирафом. Он называл себя «мастером сказки». Описание природы действительно больше напоминает дивный мир. Нереальные картины, описанные строчками стиха, с такой легкостью возникают перед глазами что невольно становишься зрителем в постановке автора.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Но это лишь поверхность. Середина стиха обличает душевные терзания. Бегство от реальности, поиск райского места на Земле где сердечная боль не найдет человека. Поэт глубоко несчастен. Обессилен в попытках достучаться до той, кого любил с юных лет. Он снова и снова зовет ее с собой, туда, где они могли бы быть счастливы вместе.

Любимая женщина Гумилева - Анна Ахматова , столько раз отвергавшая его чувства, будто смотрит сквозь него в этом произведении. Творец и просто мужчина Гумилев тяжело переживает недопонимания в семейной жизни, что находит отражения почти в каждом сочинении великого автора.

Анализ стихотворения Жираф Гумилева

Супруг Анны Ахматовой, Николай Гумилев, имея дворянское происхождение, великолепное образование и тонко чувствующее сердце был тем, кого и сейчас принято называть «истинной интеллигенцией», и которой, увы, нет уже целое столетие.

Но начало двадцатого века выдалось неспокойным и трагичным, и прежде всего и острее, чем кто бы то ни был, это ощущали именно такие высокодуховные люди.

Все неспокойнее, не свободнее и тяжелее становилось ранимому поэту находиться на родной земле. Что-то тревожное росло, наливаясь, в грозовом небе Росси, угрожая кровавым и страшным.

Многие видят в «Жирафе» примитивные, якобы желания поэта, побывать еще раз в Африке, но это вздор! Он любил Россию, и уезжал в чужие земли лишь от предчувствия большой беды.

В своей утонченной манере Гумилев полуприкрывает, причиной которой становятся мрачные и пугающие ожидания чудовищного на своей Родине: «особенно грустен твой взгляд…»

И тут же рядом, осознание беспомощности и беззащитности: «руки особенно тонки, колени обняв», - так обычно делают дети…

Далее, почти весь объем стихотворения идут, казалось бы, радостные, красочные и вдохновляющие описания «заморского» жирафа, которые должны были бы заинтересовать и отвлечь таинственного инфантильно-хрупкого и печального собеседника Автора, но!

Но взволнованный вопрос «ты плачешь?», и следом, как неуверенная и растерянная попытка не заплакать самому, - повторение прерванной слезами «счастливой» истории о жирафе подчеркивает и усиливает драматизм.

Эти стихи совсем не о жирафе…Вернее, образ экзотического для России животного, как аллегория выдуманной и недостижимой земли Гипербореев, «где все хорошо и где душа обретет спокойствие и блаженство» взят Гумилевым как отчаянный крик о будущих слезах, в которых, как он пророчески видел, через десять лет захлебнулась страна.

Нет, это не было бегство «во спасение», в поисках лучшей и безопасной жизни. Это было страшное сознание приближающейся смерти страны.

Конспект урока литературы. 11 класс

Тема: Мир образов Николая Гумилева

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева;

отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева;

развивать навыки анализа поэтического текста.

Оборудование: презентация, аудиозаписи стихов поэта.

Методические приемы: лекция учителя, сообщение учащихся, анализ стихов.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки...

А. Ахматова

Ход урока

  1. Оргмомент .
  2. Проверка домашнего задания.
  • Раскройте смысл понятия «акмеизм».
  • В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих двух направлений?
  • Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.
  1. Слово учителя

Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве . Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.

Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /

- Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.

  1. Индивидуальное сообщение подготовленного учащегося о личности и судьбе Н. Гумилева.

Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни Н. Гумилева?

  1. Слово учителя.

Сейчас я расскажу об особенностях творчества Гумилева. По ходу лекции сделайте записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Гумилева.

Н. Гумилев оставил очень яркий след в русской литературе. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Н. Гумилев вместе с С. Городецким стал основателем акмеизма. Кроме этого Гумилев является автором десяти поэтических сборников:

"Путь конквистадоров" (1905)

"Романтические цветы" (1908)

"Жемчуга" (1910)

"Чужое небо" (1912)

"Колчан" (1916)

"Костер" (1918)

"Фарфоровый павильон" (1918)

"Шатер" (1921)

"Огненный столп" (1921)

"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)

Обратите внимание на название этих сборников. Уже на первый взгляд заметен их романтико-экзотический характер.

В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".

/Конквистадор - от испанского - «завоеватель» - участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку/.

- Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает сою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску — конквистадора, смелого покорителя дальних земель

«Сонет»

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам.

Порою в небе смутном и беззвездном

Растет туман… но я смеюсь и жду,

И верю, как всегда, в мою звезду,

Я, конквистадор в панцире железном.

И если в этом мире не дано

Нам расковать последнее звено,

Пусть смерть приходит, я зову любую!

Я с нею буду биться до конца

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую.

«Романтические цветы» (1908) . Особенность стихов заявлена в первом слове названия, — романтика. Вдохновительница поэта — Муза Дальних Странствий. В своих мечтах путешествует в прошлое. Поэт противопоставляет современной серости красочный мир прошлого . В стихах упоминается много исторических персонажей.

Однако среди этих образов, рожденных пылким воображением, встречаются картины, подсмотренные в самой действительности. Многие персонажи экзотического характера увидены поэтом во время его многочисленных путешествий. Особенно много путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару.

Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.

  1. Прослушивание стихотворения «Жираф» презентация).
  2. Анализ стихотворения.

- Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

(Лирический герой.)

Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

- Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

Как вы считаете, рассказ героя выдумка?

(Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт…

Трудно сразу поверить, что такая красота может существовать в реальности.

Но это не выдумка, а воспоминание человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.

Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен. Герой преображает и без того прекрасную реальность.

Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

- Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

Основная мысль - выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь - спасение от скуки городов, скудного земного существования.

Романтические мотивы получили развитие в сборнике «Жемчуга». Она была посвящена Валерию Брюсову, которого автор считал своим учителем.

Знаменитая баллада "Капитаны" из принесшего Гумилеву широкую известность сборника стихов "Жемчуга" - это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:

Быстрокрылых ведут капитаны --
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий
--
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.

Именно в стихотворении "Капитаны" проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии.

В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем нового литературного течения — акмеизма. «Место действия» лирических произведений акмеистов — земная жизнь, источник событийности — деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева — не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты .

В 1912 году появляется самый «акмеистический» сборник стихов - «Чужое небо».

В сборнике по-прежнему ощутимы романтические мотивы. Поэт широко пользуется контрастами, противопоставляя возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, добро и зло, Запад и Восток.

Мечта резко противостоит грубой реальности, исключительные характеры — обыденным, рядовым персонажам.

В книге в целом отчетливо сказались акмеистические черты поэзии Н. Гумилева: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к раскрытию объективного мира, выразительность описаний, точность детали.

Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан"(1916 г), вышедшем в разгар первой мировой войны. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник "Колчан":

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Но наряду с этим пафосом в сборнике Гумилева возникают страшные зарисовки воины. По его стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны.

В сборнике "Колчан" начинает рождаться новая для Гумилева тема - тема России. Здесь звучат совершенно новые мотивы - творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:

Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганъя красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливанъем пули,
Что меня с землею разлучит.

Говоря о Гумилеве, конечно же нельзя не упомянуть о его отношениях с замечательной поэтессой Серебряного века - Анной Ахматовой. Гумилев был страстно в нее влюблен, много раз делал предложение, получал отказ. Но в итоге она становится его женой. Их совместную жизнь нельзя назвать безоблачной. Они разведутся в 1818 году, но Гумилев до конца дней продолжает испытывать к Ахматовой особое чувство. Эта любовь преследует его всю жизнь - великая и безнадежная...

Когда, изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю,
Какие-то бледные руки
Ложатся на душу мою.

И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад,
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней мольбою горят.

И снова, рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.

Вершиной поэзии Гумилева является последняя предсмертная книга «Огненный столп». В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера. Стихотворение «Шестое чувство» из этого сборника стало символом творческого поиска всего Серебряного века.

Отличительной чертой поэтического мира Гумилева является подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. Поэт стремится перенеси себя и читателя в мир грез. В его стихах нет обыденной реальности, зато есть реальность экзотическая. Уже в ранних стихах проявляются романтическое и мужественное стремление к мечте, причем не утопической, как у символистов, а вполне достижимой. Романтика и героика - основа и особенность мироощущения Гумилева, его реакция на «обыкновенное» в жизни. Основной доминирующей чертой творчества Гумилева является экзотика.

Поэт не раз подчеркивал своеобразие своей творческой манеры.

Я И ВЫ
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.


И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: вставай!

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой - меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался "сделать" и смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что"смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит", а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: "Меня не убьют, я еще нужен".

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.

  1. Подведение итогов урока.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:

- Каким предстает лирический герой Гумилева?

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Н. Гумилева.

В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?

Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.

Во-первых, романтический дух большинства произведений поэта.

Во-вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.

Герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни.

В-третьих, стихам Гумилева присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.

Как особенности поэтического творчества Н. Гумилева перекликаются с той характеристикой, которую дает поэту А. Ахматова в строках, взятых эпиграфом к нашему уроку?

/ - Все творчество Н. Гумилева созвучно той характеристике, которую дает ему Ахматова./

Понравились ли вам стихи Н. Гумилева?

  1. Д/З выучить наизусть любое стихотворение Гумилева, стр. 94 - 95.

Приложение

Сообщение

Николай Степанович Гумилев

ГУМИЛЕВ Николай Степанович родился в Кронштадте в семье морского врача. Детство провел в Царском Селе, а затем с родителями жил в Тифлисе.

Читать он выучился сравнительно поздно - в шесть лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья, знакомые. Чтение становится любимым занятием. В четырнадцать лет он увлекается философией. Начитанность и образованность его были удивительны. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».

Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, директором которой был Иннокентий Анненский.

В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой).

1905 выходит первый сборник стихов Гумилева — «Путь конквистадоров».

В 1906 году, окончив гимназию, Гумилев совершает свое первое путешествие - в Париж, где учится в Сорбонне, слушает лекции по французской литературе, изучает живопись и издает три номера журнала "Сириус", где печатает свои стихи, а также стихи поэтессы Анны Горенко, будущей знаменитой Анны Ахматовой.

В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева "Романтические цветы", посвященная А. А. Горенко.

Находясь во Франции, Гумилев много путешествует: Италия, Флоренция, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка. Африканский континент стал для Гумилева особенным континентом, а его африканские впечатления сложились в "Африканский дневник".

Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию. Живет в Царском Селе, учится на юридическом, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета, но так и не оканчивает курса. Он входит в литературную жизнь столицы, печатается в различных журналах.

В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а, вернувшись, издает в 1910 году новую книгу — «Жемчуга». Эта книга принесла ему широкую известность. Она посвящена Валерию Брюсову, которого автор считал своим учителем. Начинается период зрелого творчества Н. Гумилева.

25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (Ахматовой). В 1912 г. у Гумилева и Ахматовой рождается сын Лев.

В 1911 году он становится одним из организаторов нового литературного направления, носившего звучное название - акмеизм, который пришел на смену символизму.

Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку.

В 1914 г. в первые же дни мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт - несмотря на то, что был полностью освобожден от воинской службы. Николай Гумилев за отвагу, храбрость и солдатскую доблесть был дважды награжден Георгиевским крестом IV степени. Это была самая почетная воинская награда того времени.

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже.

В отличие от многих людей своего круга, стремящихся в то время за границу, Гумилев решил вернуться в Россию. Его пытались отговорить, но Гумилев был неумолим.

В 1918 поэт возвращается в Россию. В этом же году состоялся его мучительный развод с А. Ахматовой. Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер», «Фарфоровый павильон» и другие.

В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, — лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп».

3 августа 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре. По приговору суда он был расстрелян. Точная дата расстрела не известна. По словам Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом. Могила поэта не найдена.
Гумилев очень мужественно встретил смерть. Перед расстрелом он был спокоен, курил папиросу, шутил... и только лицо было чуть бледным и пальцы, держащие папиросу, слегка дрожали... Так насильственно была прервана яркая, прекрасная жизнь...