Денис иванович фонвизин недоросль. Особенности композиции комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» ее роль в раскрытии идейного замысла и характеров в комедии. Индивидуализация языка персонажей Вопросы и задания

МИНОБРНАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет филологического образования

Кафедра русской литературы, зарубежной литературы и методики их преподавания

Система образов в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Курсовая работа

Студентки 5 курса:

Дмитриевой Ксении Андреевны

Научный руководитель:

д.ф.н., д.п.н., проф. Буранок О.М.

Курсовая работа сдана:

« » __________ 2015 г.

Подпись научного руководителя:

________________

Курсовая работа защищена

« » __________ 2015 г.

Оценка:____________

Подписи членов комиссии:

_________________________

Самара 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Новаторство в творчестве Д.И. Фонвизина……………………7

§1. Творчество Д.И. Фонвизина…………………………………………..7

§2. Традиции и новаторство в системе образов героев комедии Фонвизина «Недоросль»………………………………………………………………..11

Глава 2. Образы главных героев в комедии Фонвизина «Недоросль».14

§1. Образы Простаковых………………………………………………….14

§2. Образ Скотинина……………………………………………………….18

§3. Образ Митрофана………………………………………………………20

§4. Образ Стародума……………………………………………………….22

§5. Образы Софьи и Милона………………………………………………24

§6. Образ Правдина…………………………………………………………29

Глава 3. Образы второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»…………………………………………………………………30

§1. Образы прислуги и учителей…………………………………………..30

§2. Обобщающая таблица системы образов комедии Фонвизина «Недоросль»………………………………………………………………….33

Заключение…………………………………………………………………..36

Список использованной литературы………………………………………38

Введение

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» является центральной в его творчестве, вершиной русской драматургии XVIII века. «Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он рожден комиком - на это трудно отвечать утвердительно...

Система образов в данном произведении не является совсем традиционной, она скорее будет новаторской, т.к. Фонвизин вводит в систему персонажей ряд второстепенных лиц, которые не относятся ни к положительным, ни к отрицательным (Еремеевна. Цыфиркин, Вральман, Кутейкин, Тришка). Все фамилии героев являются говорящими.

Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто обозначить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства влияют на становление характера личности. Именно это отличает изучаемую комедию от произведений классицизма.

«В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. <…> В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян» .

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть характеры некоторых из них.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она для каждого героя своя и служит средством их характеристики.

Новаторство Фонвизина в этой комедии заключается в отступлении от принципа единства действий (две сюжетные линии); в том, что отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; при создании характеров героев используется речевая характеристика. Таким образом, автор отходит от правил классицизма в направлении развития реалистических тенденций.

Глава 2. Образы главных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»

§1. Образы Простаковых

Русский писатель и драматург Д.И. Фонвизин жил во время правления Екатерины II. Именно во время ее правления эксплуатация крепостного труда была доведена до предела, и крестьяне были почти готовы к бунту. Екатерина II хотела приостановить рост народного гнева.

Сам Фонвизин боялся полной свободы крестьян, но, как и все просветители того времени, был обеспокоен их невыносимым положением. И в комедии «Недоросль» на первое место была вынесена тема произвола помещиков. Все действия происходят в имении помещиков Простаковых.

Историк В.О. Ключевский в своем исследовании описывает хозяйку дома следующим образом: «Не комична ли сама хозяйка дома, госпожа Простакова, урожденная Скотинина? Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически: в продолжение всех пяти актов пьесы с крепколобым, истинно скотининским терпением ни разу она не смигнула с той жестокой физиономии, какую приказал ей держать безжалостный художник во все время неторопливого сеанса, пока рисовал с нее портрет. Зато она и вдвойне некомична: она глупа и труслива, т. е. жалка, - по мужу, как Простакова, безбожна и современного зрителя, огражденного от нее вовсе не располагает к смеху; напротив, при одном виде этой возмутительной озорницы не только у ее забитого мужа, но и у современного зрителя, огражденного от нее целым столетием, начинает мутиться в глазах и колеблется вера в человека, в ближнего» .

Вяземский же характеризует ее так: «…Все сцены, в которых является Простакова, исполнены жизни и верности, потому что характер ее выдержан до конца с неослабевающим искусством, с неизменяющейся истиною. Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным» .

Госпожа Простакова является полновластной хозяйкой в доме. Ее власть ничем не ограничивается. Простакова – единственная героиня в комедии, кому присвоено звание «госпожи», остальные действующие лица имеют только имена и фамилии. Простакова свое звание госпожи оправдывает тем, что она деспотичная, наглая и очень уверенная в своей безнаказанности. Она является олицетворением «злонравия» и дворянского произвола, главный объект сатиры Фонвизина.

Простакова пользуется тем, что София – сирота, становится владелицей ее имения и самостоятельно принимает решение выдать девушку замуж.

С самого утра порядок в имении наводится только бранью, побоями: «С утра до вечера, - жалуется Простакова, - как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Унижать обитателей своего дома, свою прислугу и крестьян – вот, что доставляет Простаковой истинное удовольствие.

Простакова по натуре своей человек – властитель, но как только рядом с ней оказывается более сильный человек, вся ее гордость, деспотичность, алчность сразу исчезают, и перед нами она предстает трусливой женщиной. Простакова боится Стародума. При его виде она сразу меняет тон по отношению к остальным героям комедии, и валяется в ногах у Правдина, который был готов отдать ее под суд за ее поганое отношение к крестьянам.

Фонвизин стал новатором в жанре комедии. Неправильный язык, на котором говорят герои пьесы, был сохранен автором «котора», «голоушка», а также он ввел в произведение пословицы и поговорки. Так же оставил и характерные бранные слова, которые принадлежат госпоже Простаковой: «скот», «харя», «каналья», «… раздернула ему рыла по уши».

Когда же Простакова ведет беседы со Стародумом, мы узнаем некоторые факты биографии о ее воспитании и воспитании Скоттинина, а также о той среде, где они жили и где сформировался их характер. Речь Простаковой выглядит так: « Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. <…> Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет (IV, 8)» .

Единственное чувство, которому она подвластна, это любовь к сыну. Но даже это материнское чувство проявляется у нее в искаженном виде. «Эта безумная любовь к своему детищу есть наша сильная русская любовь, которая в человеке, потерявшем своё достоинство, выразилась в таком извращённом виде, в таком чудном соединении с тиранством, так что, чем более она любит свое дитя, тем более ненавидит всё, что не есть её дитя» , – писал о Простаковой Гоголь. Ради того, что бы ее Митрофанушка ни в чем не нуждался, она готова драться с родным ей человеком – своим братом, готова биться на смерть с Милоном. Даже в безвыходной ситуации Простакова хочет выиграть время, чтобы подкупом, угрозами и обращением к влиятельным людям изменить официальный судебный приговор об опеке её имения, оглашённый Правдиным. Госпожа Простакова хочет, чтобы все жили по ее законам, по ее уму и по ее воле: «Что захотела, поставлю на своём» . В образе госпожи Простаковой соединились черты классицизма и реализма. Она, в отличие от других героев пьесы, сформирована в своей среде.

Характер Терентия Простакова, мужа главной героини, определяется в самом начале комедии его собственным признанием жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» . Читая пьесу далее, зритель убеждается в этом еще ни один раз. Простаков находится под башмаком у своей супруги. Его роль в доме подчеркивается авторской ремаркой при первой же реплике Простакова: «от робости запинаясь». В комедии Простаков выполняет незначительную роль, характер его с развитием действия не изменяется и не раскрывается. Исследователь В. О. Ключевский так описал Простакова: «Он только неумный, совершенно беспомощный бедняга, не без совестливой чуткости и прямоты юродивого, но без капли воли и с жалким до слез избытком трусости, заставляющей его подличать даже перед своим сыном» .

§2. Образ Скотинина

Тарас Скотинин – типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Его присутствие в пьесе подчеркивает распространение дворян, подобных Простаковой. Это вполне добродушный герой, даже имеющий определенную симпатичную черту: он очень любит свиней.

Как говорилось выше, автор использует в произведении говорящие фамилии. Фамилия Скотинин говорит о том, что все мысли героя и его интересы связаны со скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея!» Тарас Скотинин и сам готов сравнить себя со свиньями: «Я и своих поросят завести хочу!» . проблема только в том, что различия между людьми и свиньями у него нет: намереваясь жениться на Софье, он и ей обещает отдельный «Клевок» (хлев): «коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку» . Между ним и Митрофаном разворачивается комическое соперничество, переходящее в потасовку. О себе же он говорит с достоинством: «Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь» .

Скотинин, брат Простаковой, не только по крови, но и по духу. Он показывает точно такое же отношение к крепостным, как и его сестра: «Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, – если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду» .

По отношению к деньгам Скотинин жаден. Как только он узнает, что Софья может принести своему мужу большой доход, он готов устранить своего соперника – Митрофана, который является ему племянником.

Свои слова в речи г-н Скотинин употребляет в прямом значении, и на этом строятся несколько каламбуров :

«Правдин: Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Скотинин: Худой покой? ба! ба! ба! Да разве светлиц у меня мало? Для нее одной отдам угольную с лежанкой…»

Скотинин безо всякого умысла говорит, что «у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою» . Данное выражение носит двусмысленный характер и четко характеризует Скотинина.

Тарас Скотинин вырос в семье, которая враждебно относилась к просвещению. Он характеризуется как человек невежественный, умственно неразвитый. Слова и фразы он понимает только в прямом значении. Скрытый смысл ему не понятен.

§3. Образ Митрофана

Один из главных героев комедии – Митрофанушка, сын Простаковой, изображен Фонвизиным как ленивый человек. Но то, что Митрофан – лентяй, виноваты в этом не учителя, приходившие в дом, а воспитание его родителей. Фонвизин дал такое имя ему не зря, потому что в переводе с греческого имя Митрофан означает «матерью явленный». Он действительно похож на свою мать: он перенял от нее черты, такие как презрение к труду, знаниям и людям, грубость и хамство в разговоре и жадность. Именно так по-скотски был воспитан Митрофан госпожой Простаковой. Этот герой также объект сатиры автора. Он груб, невежествен, ограничен. Обладает исключительной душевной тупостью, даже страстная материнская любовь не способна вызвать в нем ответные чувства.

Имя герою автор выбрал не случайно. С самой первой сцены произведения мы видим, что Митрофан во всем пытается угодить своей матери. Митрофанушка – не усидчивый мальчик. Он неохотно принимается за учение, лениво настроен к службе. Настроение Митрофана всецело зависит от его матери: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, – рассуждает она, – пота его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится» .

Митрофан – недоросль потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу.

Митрофан – недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством: «Мы видим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?»

Ленивого и наглого Митрофанушку учат не наукам и нравственным правилам, а именно обману, неуважению не только к долгу дворянина, но и к людям. В нем воспитывают человека, который будет способен находить выгоды и обходить все законы и правила государства.

Образ Митрофанушки создается с помощью реалистических приемов. Скотининские корни проявляются в нем с самого детства, мы узнаем об этом из речи госпожи Простаковой: «Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя спинку, задрожит от радости»

Характер «недоросля» раскрывается через речь. Он усвоил уроки по тому. Как нужно обращаться к слугам: «стара хрычовка, гарнизонная крыса» и другие. Но, когда ему необходима защита со стороны, к Еремеевне он обращается так: «Мамушка! Заслони меня!» В понимании у Митрофана нет никакого уважения к старшим, в его обращениях присутствует грубость: «Что ты, дядюшка, белены объелся? <…> Убирайся, дядюшка, проваливай» . Его поступки также показывают его трусливый характер.

Так же, как и другим членам его семьи, ему недоступно отвлеченное значение предметов, что мы видим на примере объяснения части речи слова «дверь», он воспринимает только конкретный предмет.

§4.Образ Стародума

Стародум по своему происхождению дворянин, воспитанный в эпоху Петра Великого. Он высоко ценил в человеке душу, честь и правила. Ненавидел и презирал людей, которые лгали и яростно стремились к богатству и чинам. В комедии Стародум выступает как «доверенное лицо» автора, иными словами, как резонер. Именно в его уста Фонвизин вложил важные слова о принципах «добронравия».

Стародум по своей натуре целеустремленный человек. Ему характерны благородство, честность и благие нравы. Он всегда старается следовать своим правилам и « отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет» .

Стародума, как умного человека, характеризует его речь, которая полна афоризмов. Ему нечего стыдиться, ведь он не отходит от своих правил.

Он презирает таких людей, как госпожа Простакова, ее сын Митрофан, Скотинин. Он считает, что Простакова – грубая, злая и безжалостная крепостная помещица. Ее муж, Простаков, - безвольный человек, который находится под каблуком у своей супруги. Митрофанушка же очень ленивый, неграмотный и эгоистичный недоросль. Скотинин предстает перед нами жестоким, невежественным и помещиком, подобающим скоту.

Все они перед Стародумом хотят выглядеть в лучшем свете, льстят ему на каждом шагу. Такое поведение обусловлено тем, что они имеют огромное желание принудить к браку племянницу Стародума Софию, которая является богатой наследницей.

Племянница София, ее жених Милон и г-н Правдин – это единственные люди, которых уважает в комедии Стародум, т.к. им присуще чувство ответственности, чести и долга перед Отечеством.

Высказывания Стародума, являющиеся выражением точки зрения автора и острых вопросов современности:

1.Муж должен подчиняться рассудку, жена – мужу.

2.Мыслящий человек и без большого чина – презнатная особа.

3.Без благонравия умный человек чудовище, оно неизмеримо выше всей беглости ума.

4.Богат тот, кто отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного.

5.Совесть всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

6.Идобродетель своих завистников имеет.

7.Зла никогда не желают тем, кого презирают, обыкновенно зла желают тем, кто имеет право презирать.

8.Наличные деньги – не наличные достоинства.

9.Тщетно звать врача к больным неисцелимо (о дворе).

10.Гораздо честнее быть без вины обойденному, нежели без заслуг пожалованному.

§5.Образы Софьи и Милона

Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в эпоху правления Екатерины II , когда вопросы воспитания и образования были главными не только среди старшего поколения, но и среди молодежи. В своей пьесе автор не только рассматривает проблемы современного ему общества, но показывает нам целый ряд собирательных образов, которые характеризуют идейный замысел произведения. Одним из таких персонажей является Софья .

Данная комедия является классицистической просветительского направления. В образе Софьи автор показал нам пример женщины эпохи Просвещения – красивой, умной, образованной, доброй и скромной. Софья уважительно относится к своим родителям, почитает старших.

Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Софья – сирота. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а за полгода до событий, которые описываются в произведении, – мать. Софья с древнегреческого означает «мудрость, премудрость, мудрая». В комедии она наделена именно такими качествами.

В то время пока ее дядя, Стародум, находился на службе в Сибири, Софья оказалась на попечении глупой, жестокой и необразованной Простаковой. Она и ее семья управляли имением Стародума и обкрадывают девушку. Как только они узнают, что Софья становится наследницей неплохого состояния, сразу начинают бороться за ее руку и сердце. Но Софья влюблена в Милона, которого считает своим женихом, и с которым она уже помолвлена. Семейство Простаковых Софья презирает, считает их необразованными и глупыми. Сама же Софье происходит от честных дворян, где и получила хорошее образование и была воспитана положительным манерам. Девушка считает, что богатство нужно заработать собственным трудом, должна слушать старших, но любовь – единственное чувство, за которое стоит бороться. Вокруг Софьи на протяжении всей пьесы вертятся только положительные персонажи. Они помогают ей пережить унижения и оскорбления Простаковой, вырваться из-под ее опеки и воссоединиться с Милоном в конце комедии.

Вопрос воспитания, пожалуй, является наиболее важным в данной пьесе. Именно ему автор уделяет достаточно много внимания. Характеризуя героев он не забывает говорить о том, в какой среде и как были воспитаны действующие лица. Когда мы анализируем образ Софьи и Милона, мы видим, что у них воспитание правильное, хорошее положительное.

Сопоставим между собой образы Софьи и Митрофана. Девушка была воспитана в просвещенной дворянской семье, получила неплохое образование, ей были привиты положительные манеры поведения, как в семье, так и в обществе; главной же ценностью является любовь к родителям, честность, благонравие, справедливость и проявление милосердия к окружающим. Ее «жених» - Митрофан, напротив, не имел никакого воспитания, он был грубым, невоспитанным человеком.

Софья противопоставляется в комедии и женскому образу – Простаковой. Они олицетворяют два совершенно противоположных взгляда автора на роль женщины в семье и обществе. Госпожа Простакова не любит и не уважает своего мужа, она груба, жестока и деспотична, даже свадьбу Софьи и Митрофана она планировала сделать таким образом, чтобы заполучить в свое владение большое хозяйство. Софье же считает замужество серьезным шагом, результатом которого является воссоединение или союз двух любящих и уважающих себе людей. У нее есть возлюбленный, Милон, которому она хранит верность несмотря ни на что. В замужестве Софья считает главным не материальное положение, а семейное счастье и благополучие.

Простакова выступает носительницей ценностей и устоев давно устаревшего «Домостроя», по нормам которого женщине не нужно быть образованной, разбираться в высоких материях и рассуждать о серьезных вещах, вместо этого, она должна заниматься только хозяйством и детьми, погрязая в ежедневной бытовой рутине. Ее образ является традиционным для русской литературы. Софья – новаторский образ для литературы, т.к. воплощает в себе просветительские взгляды на роль женщины в обществе. Она – символ мудрости, доброты, честности, милосердия и человеческого тепла. Читатель видит ее не кухаркой, а девушкой, имеющие свои взгляды на жизнь. Сравнительно-сопоставительная характеристика Софьи на протяжении всей пьесы изображена Фонвизиным так, что мы понимаем, она – идеал просвещенной личности.

Обратимся к еще одному персонажу, носящему положительный отклик в пьесе, - Милону. Данный герой был введен автором в комедию для того, чтобы показать контрастность между характерами Простакова и Скотинина. Милон – офицер; мы первый раз встречаем его в комедии, когда он появляется в деревни Простаковых во главе отряда солдат. Милон, в отличие от Митрофана, человек образованный, благородный, ответственно подходит к выполнению не только общественного дела, но и исполняет долг перед Отечеством.

Когда Милон встречается со своим приятелем Правдиным, он рассказывает ему историю о своей возлюбленной девушке, с которой вот уже год находится в разлуке и не знает, в какой деревне она находится. Милон переживал, что за этот год девушка его разлюбила или не была ему верна, но узнав правду, он начинает беспокоиться о ее судьбе: «Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя».

По счастливой случайности возлюбленной Милона оказывается Софья, что живет у Простаковых, и они встречаются, объясняются в чувствах и надеются быть вместе. Софья надеется, что ее дядя Стародум, приезда которого все ждут, одобрит их брак. Но до этого случается разговор, из которого мы между строк узнаем некоторую характеристику Милона. Когда он случайно решает, что Софья готова выйти замуж за Митрофана, Милон называет его благородным человеком и сокрушается: «А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещен, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…». Но когда Милон все же узнает правду, то успокаивается и дает сам себе положительную характеристику: «Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением».

Милон возмущается над отношением Простаковых к его возлюбленной Софье, особенно в тот момент, когда Простакова хочет выдать Софью за Митрофана: «Недостойные люди!» - так он говорит о них.

В пьесе мы наблюдаем эпизод, когда госпожа Простакова дерется со Скотининым. В это время Милон не только успевает их разнимать между собой, но еще и пытается направить на нужный путь, помириться и быть вежливыми: «И вы забыли, что он вам брат!», «Разве она вам не сестра?», «Да не ушибла ль она вас?», «Не пущу, сударыня. Не прогневайся!» Милон хорошо воспитан, ненавязчив и во всех ситуациях сохранят честь и лицо.

Стародум, дядя Софьи, хочет выдать ее замуж за благородного человека, о котором у него заочно сложилось хорошее впечатление: «Мне представлен в женихи ее некто молодой человек больших достоинств» . Позже мы узнаем, что он имеет в виду именно Милона. В момент их знакомства Милон предстает перед Стародумом как скромный юноша, почитающий и уважающий старших, как человек ответственный: «В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди».

Так как Милон – офицер, то он считает, что долг офицера не только умереть на поле боя, но также умение правильно распоряжаться семейной жизнью, быть благородным, уважать людей, старше своего возраста, осознание ценностей жизни. Так же Милон считает, что смелость нужна в любой жизненной ситуации: «Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой. Как мала душа того, кто за безделицу вызовет на дуэль, перед тем, кто вступится за отсутствующего, которого честь при нем клеветники терзают! Я понимаю неустрашимость так».

В образе Милона Фонвизин собрал все идеальные качества человека: позитив, благородство, честность, смелость, отвага.

Софья и Милон – влюбленные, чье счастье оказывается под угрозой в результате действий Простаковой, персонажи простые и довольно схематические, играющие, скорее, вспомогательную роль .

§6.Образ Правдина

Правдин - один из немногих персонажей пьесы, который образован и умеет читать. Он не изменяет своим моральным принципам, а воспитание он получал вместе с образованием. Его характеризуют веселье и безделье. Завязка всего действия наступает в тот момент, когда Правдина просят прочитать письмо, отправленное Стародумом, в котором говорится о том, что Софья становится богатой наследницей.

Правдин – государственный чиновник, который был направлен в имение Простаковых, чтобы свести концы с концами и разобраться в делах семейства. Он узнает о бесчинствах Простаковой, а также о том, что она обворовывает Софью. Развязка комедии – объявление Правдиным, действующим от лица государства, постановления об ограничении прав госпожи Простаковой, якобы основанном на законе императрицы, - художественный «замысел» Фонвизина. Такого закона не существовало. Таким образом, Фонвизин со сцены устами своих героев давал «совет» императрице Екатерине, что было воспринято властью как дерзость, а публикой – как начало прогресса преобразований.

Глава 3. Образы второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»

§1.Образы прислуги и учителей

Кроме главных героев в пьесе Фонвизина есть и второстепенные, которые также важны для понимания сюжета произведения. К второстепенным персонажам мы можем отнести слуг Трушку и Еремеевну, учителей Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана.

В начальных явлениях комедии мы можем наблюдать хамское отношение госпожи Простаковой к своим слугам: она ругает Тришку за то, что он плохо сшил кафтан (заметим, что он не был обучен ремеслу портного); ругает Еремеевну, за то, что она порядочно служит на протяжении сорока лет, оберегает Митрофана, выполняет свои обязанности с особой преданностью и старанием. Простакова не считает, что образование является важным, и поэтому нанимает учителей для Митрофанушки только из-за столичной моды.

Еремеевна , няня Митрофана, изображена в комедии Фонвизиным с наибольшей художественностью, в отличие от остальных персонажей второго плана. Она исправно служит семье Простаковых уже на протяжении сорока лет. Она предана им, привязана к их дому, а также у нее сильно развито чувство долга – она всячески оберегает Митрофана:

«Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки): Издохну на месте, а дитя не выдам. Супься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю.

Скотинин (задрожав и грозя, отходит):. Я вас доеду!

Еремеевна (задрожав, вслед): У меня и свои зацепы востры!»

Но все эти качества носят рабский характер. Ее образ характеризуют ремарки: задрожала, задрожав, дрожа, заплакав, в слезах . Еремеевна служит семье Простаковых и живет в постоянном страхе. Речь ее обогащена народными словами и оборотами: избави бог напраслины, нелегкая меня не приберет и т.д.

Наиболее правдоподобно и правдиво в комедии показаны образы учителей Митрофанушки - Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана, которые проводят обучение на дому.

Цыфиркин , отставной солдат, изображен положительной характеристикой. В описании его образа присутствуют такие качества, как трудолюбие, ответственность: «праздно жить не люблю» . Большинство исследователей обращаясь к образу учителя Цыфиркина относят его к категории героев-идеологов, потому что им руководствует понятие чувства и долга: «За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму» . Его фамилия говорящая – она соотносится с цифрой.

Учитель русского и церковнославянского Кутейкин изображается в комедии Фонвизиным как недоучившийся семинарист, который окончил первые классы духовной семинарии. Так же как и Цыфиркин он сочувствует Еремеевне, но отличается от него особой хитростью и жадностью к деньгам. Образование Кутейкина характеризуют церковнославянизмы, употребляемые им в речи: «зван бых и приидох», «страх и трепет приидет на тя» . Фамилия Кутейкин происходит от ритуального блюда кутья.

Сатирически изображен третий учитель Митрофана – Вральман . Это учитель-проходимец, наделенный душой лакея, бывший кучер Стародума. Он пошел в учителя после отъезда своего хозяина в Сибирь, именно поэтому его можно считать никудышным учителем, невежественным, который ничему не мог научить своего ученика. Поддаваясь лени Митрофана. Вральман его ничему не учит, а чтобы выглядит хорошим учителем, при Простаковой он хвалит своего ученика.

В своей комедии Фонвизин обличает дворянское сословие, моральные устои которого не соответствовали принципам гражданского служения обществу. Именно благодаря второстепенным персонажам зритель может увидеть истинную суть Простаковой. Каждый из второстепенных персонажей выражает авторскую идею и его мнение.

§2.Обобщающая таблица системы образов комедии Фонвизина «Недоросль»

Герои комедии

Характеристика

Речь героев

Отрицательные персонажи

Госпожа Простакова

Центральный отрицательный персонаж произведения, изображенный автором как необразованная, злая женщина, чувствующая полную власть над своими крепостными и близкими ей людьми.

«скот», «мошенник», «воровская харя», «болван», «бестия», «каналья», «собачья дочь», «благодетель»

Тарас Скотинин

Отрицательный персонаж, обладающий фамилией скота; очень любит свиней.

«Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки». «Люблю свиней…» «В деревеньках ваших водятся ли свинки?» «Я и своих поросят завести хочу»

Митрофан

(Митрофанушка)

Юный персонаж, который вырос среди невежественных и необразованных людей. Его образ стал нарицательным.

«старая хрычовка», «Убирайся, дядюшка; проваливай», «гарнизонная крыса», «Пострел их побери и с Еремеевной»

Простаков

Муж г-жи Простаковы, человек подневольный, не является главой семьи. Своего мнения не имеет.

Положительные персонажи

Правдин

Государственный чиновник, отправленный по долгу службы в имение Простаковых.

«Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»

Софья

Племянница Стародума, умная и образованная девушка.

«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных»

Стародум

Дядя Софьи.

«Просвещение возвышает одну добродетельную душу». «Наличные деньги не наличные достоинства»

Милон

Офицер, героически проявивший себя в боях, жених Софьи.

«Я влюблен, и имею счастье быть любим»

Второстепенные персонажи

Цыфиркин

В прошлом солдат, в настоящем учитель математики для Митрофана.

«Здешни господа добры командеры!»

Кутейкин

Недоучившийся семинарист, преподаватель церковнославянского языка для Митрофана.

«тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости»

Вральман

Немец по происхождению, учитель Митрофана.

«Умарить хотят репенка!»

Еремеевна

Митрофана, слуга Простаковой и всей ее семьи.

«… я б с ним поломалась…я б и клыков беречь не стала»

Заключение

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» является непереходящий ценностью как художественный памятник русской литературы XVIII века. В ней автор смог отразить практически все: начиная с действительности правления Екатерины II и поднимая главные вопросы (воспитания и образования). Именно в данном произведении люди смогли увидеть пороки не только общества в целом, но и каждого человека в отдельности.

Сатирическая комедия Фонвизина была включена в учебную программу по русской литературе. Спектакль долго входил в репертуары театров. Он был интересен не только детям, но и взрослым, которые с великим удовольствие смотрели комедию на сцене. Ведь именно в ней Фонвизин показал обычную жизнь человека в сатирической манере, обличил пороки людей и показал их необразованность и невежество, заставил людей смеяться над собой.

«Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как изуродовали его ум и душу невежды-родители. Даже если бы для его обучения наняли хороших учителей, а не невежд, то толку из того было бы мало. Точнее сказать, вышел бы из этого большой вред.

Историк Ключевский писал, что комедия «Недоросль» показывает, «какими понятиями и привычками удобрена та культурная почва, по которой мы ходим и злаками которой питаемся. Этого исторического интереса не могли замечать в комедии современники ее автора: смотря ее, они не видели нас, своих внуков; мы сквозь нее видим их, своих дедов» . Педагоги, родители и воспитатели современных подростов-недорослей могут сказать об этой пьесе перефразированными словами Стародума: «Читай ее, читай! Кто написал «Недоросля», тот пером своим нравов развращать не станет» .

В своей работе мы проанализировали систему персонажей комедии Фонвизина «Недоросль». В результате исследования мы приходим к следующим выводам.

Все герои пьесы делятся на две группы: герои-положительные, наделенные чертами классицизма, и герои-отрицательные, в которых отразились новаторские черты Фонвизина.

В комедии четко и ясно показано происхождение того или иного героя пьесы. Их характеристика изображена как речевыми особенностями, так и описательными качествами.

Все герои комедии находятся в движении. В пьесе изображаются драки Митрофанушки и Скотинина, Простаковой и Скотина. Главные герои почти не совершают действий, их характеризуют только слова.

Список использованной литературы

1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХIХ века. М., 1977.

2. Белинский В.Г. Литературные мечтания, 1834г.

3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5.//В.Г. Белинский – М.: Просвещение, 1954. – 647 с.

4. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977.

5. Буранок О.М. Методика изучения русской литературы XVIII века в вузе: Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 1997. 224 с.

6. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ / Изд. 2. М.: Наука, Флинта, 2002. 392 с.

7. Русская литература XVIII века: Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей: Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский я студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Русский язык и литература» / Под ред. проф. О. М. Буранка. Изд. 2. – М.: Флинта. Наука, 2008. 368 с.

8. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.

9. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII начала XIX в. Волгоград, 1976.

10. Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”: К спорам о художественной природе пьесы // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии ХVIIIXIX веков. Куйбышев, 1988. С. 1935.

11. Гуковский Г.А. Очерки русской литературы XVIII в. / Г.А. Гуковский – Л.: Книга, 1938. – 318 с.

12. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2015 – 416с. (В помощь школьному учителю)

13. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина Опыт исторического объяснения учебной пьесы

14. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в., М., 2000 – 257с.

15. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра.//О.Б. Лебедева – Томск: Наука, 1996. – 327 с.

16. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961.

17. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

18. Нестерова О. И. ОГЭ. Литература: универсальный справочник/ О.И. Нестерова. Москва: Эксмо, 2016-304с.- (ОГЭ. Универсальный справочник)

19. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. - М.: Наука, 1954. - С. 151 – 215

20. Рассадин С.В. Книга о Д.И. Фонвизине. Сатиры смелый властелин: М., 1985

21. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия, драма, сатира. Л., 1973.

22. Стенник Ю.В. Русская сатира ХVIII века. Л., 1985. 16

Нестерова О. И. ОГЭ. Литература: универсальный справочник//О.И. Нестерова. М., 2016-304с.- (ОГЭ. Универсальный справочник) стр.57

Введение

«Недоросль» – центральное сочинение Д.И. Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века. Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. «На всю жизнь, – указывал Г.А. Гуковский, – его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы» (6). Но в отличие от комедий А.П. Сумарокова и В.И. Лукина, пьесы Фонвизина – явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.

От классицизма идет прежде всего принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга. В «Недоросле» – характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая – как отклонение от нее. Так оценивали современность и Ломоносов и Сумароков. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. В каждой пьесе два лагеря – злонравные и добродетельные герои. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные – только порочны. Однако в «Недоросле» система образов расширена. Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои – Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные – Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; воспитатели Митрофана – Цыфиркин, Кутейкин, Вральман и Еремеевна, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами (11). В его комедиях среди масок-карикатур и идеальных схем впервые на русской сцене возникают настоящие живые люди, и в этом – одна из величайших творческих и даже идейных побед Фонвизина.

В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского «злонравия», писатель стремится показать и его причины, чего опять-таки не наблюдалось в пьесах Сумарокова. В решении этого вопроса большую роль сыграло просветительство, объяснявшее пороки людей их «невежеством» и неправильным воспитанием.

При исследовании комедии «Недоросль» (от первых критических отзывов XIX в. до фундаментальных литературоведческих трудов XX в.) литературоведы обращались к проблеме разного эстетического достоинства этически полярных персонажей (8). Критерием же этого достоинства традиция считает не что иное, как жизнеподобие: яркий, достоверный, пластичный образ порока признается более художественно полноценным, чем бледная идеологизированная добродетель:

В.Г. Белинский: «В комедии его [Фонвизина] нет ничего идеального, а следовательно, и творческого: характеры дураков в ней – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности; характеры умных и добродетельных – риторические сентенции, образы без лиц» (2; 537).

Г.А. Гуковский: «Милон, Правдин, Стародум отвлеченно ораторствуют на отвлеченной сцене, Простаковы, учителя, слуги живут повседневной жизнью в реальной бытовой среде» (5; 189).

К.В. Пигарев: «<…> Фонвизин стремился к обобщению, типизации действительности. В отрицательных образах комедии ему это блестяще удалось. <…> Положительным персонажам «Недоросля» явно недостает художественной и жизнеподобной убедительности. <…> Созданные им образы не облеклись живой человеческой плотью и, действительно, являются своего рода рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени» (12).

Цитированные наблюдения над поэтикой «Недоросля» четко выявляют эстетические параметры двух антагонистических групп персонажей комедии: с одной стороны, словесная живопись и «живая жизнь» в пластически достоверной бытовой среде, с другой – ораторство, риторика, резонерство, говорение. Роль бытовых героев в комедии вызывает множество споров, и в этом заключается актуальность данного исследования.

Объектом исследования является творчество Д.И. Фонвизина и его комедия «Недоросль». Предмет исследования – образы бытовых героев комедии.

Цель исследования: выявить художественное своеобразие и роль бытовых образов персонажей в произведении. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :

1. Выявить черты традиции и новаторства в системе персонажей комедии «Недоросль».

2. Проанализировать образы бытовых героев с учетом приемов их создания.

3. Определить значение образов бытовых героев в комедии.

Методы исследования: аспектный анализ, жанрово-типологическое исследование.

Практическая значимость работы: материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 9 классе.


1. Традиции и новаторство в системе образов героев комедии Фонвизина «Недоросль»

По сюжету и по названию «Недоросль» – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания – центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Бытовые второстепенные герои также имеют говорящие фамилии: Цифиркин, Кутейкин, Вральман.

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, го образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

По мнению О.Б. Лебедевой, наблюдения над поэтикой «Недоросля» четко выявляют эстетические параметры двух антагонистических групп персонажей комедии: с одной стороны, словесная живопись и «живая жизнь» в пластически достоверной бытовой среде (Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин), с другой – ораторство, риторика, резонерство, говорение (Правдин, Милон, Стародум, Софья). Эти два семантических центра очень точно определяют и природу художественной специфики разных групп персонажей как разных типов художественной образности, и русскую литературную традицию, к которой эти типы восходят (9).

Сам способ существования на сцене антагонистических персонажей комедии, который предполагает определенный тип связи человека со средой в ее пространственно-пластическом и вещном воплощениях, воскрешает традиционную оппозицию сатирического и одического типов художественной образности. Герои комедии четко делятся на сатирико-бытовых «домоседов» и одических «странствователей».

Оседлость Простаковых-Скотининых подчеркивается их постоянной прикрепленностью к замкнутому пространству дома-поместья, образ которого вырастает из словесного фона их реплик во всех своих традиционных компонентах: крепостная деревня («Г-жа Простакова <…> я вас теперь искала по всей деревне» (1 , 2, 5), господский дом с его гостиной, которую являет собой сценическая площадка и место действия «Недоросля», надворные постройки («Митрофан. Побегу-тка теперь на голубятню» (I, 4); «Скотинин. Пойти было прогуляться на скотный двор» (I, 8) – все это окружает бытовых персонажей «Недоросля» пластически достоверной средой жилища (9).

Напротив, герои-идеологи совершенно бездомны. Они перемещаются в пространстве с легкостью; они не принадлежат к миру простаковского поместья, приходя в него извне и на время; их образы связаны не с домом как средой обитания, а с городом как культурологической категорией: как известно, в Москве живет Правдин, Москву покинул, уезжая в Сибирь на заработки, Стародум (I, 7), в Москве родилась взаимная любовь Милона и Софьи (IV, 6). И этот московский генезис героев-идеологов далеко не случаен. Москва, исконная столица России и средоточие традиционной русской культуры, подчеркивает в положительных героях комедии их столь важное для Фонвизина национальное начало: Правдин, Стародум, Милон и Софья, несмотря на свою западническую книжную культуру, в той же мере русские, что и оседлые обитатели провинциальной нивы.

Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью и широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь. Все герои его комедии нарисованы не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает своё отношение к изображаемым им людям. Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с весёлой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т. е. авторские указания актёрам. Например: «от робости запинаясь», «с досадой», «испугавшись, с злобою», «в восторге», «с нетерпением», «задрожав и грозя» и т. д. Такие ремарки были новостью в русских драматических произведениях XVIII века.

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни. Первое явно на стороне реализма.

Это проявляется главным образом в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Они - типичные представители своего класса, широко и разносторонне показанные. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества, что было характерно для произведений классицизма. Даже положительные образы не лишены жизненности. А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.

Правила классицизма нарушаются и в самом построении комедии. Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, весёлого и печального. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В «Недоросле», кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (драма Простаковой в конце произведения). Наряду с комическими картинами имеются сцены, раскрывающие тяжёлые стороны крепостнического быта. Кроме того, в комедии введены сцены, имеющие лишь косвенное отношение к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для широкой и правдивой зарисовки картин быта.

Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из неё в жизнь на правах пословиц: «Не хочу учиться - хочу жениться»; «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды» и др.

Эта победа реализма на самом важном участке - в изображении человека - составляет ценнейшую сторону Фонвизина - художника слова. Правдивость в изображении жизни тесно связана с передовыми взглядами Фонвизина, с его борьбой против основных зол его времени, так ярко раскрытых им в комедии «Недоросль».

Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии «Недоросль», обусловили её большое общественное значение прежде всего в современную ему эпоху. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, который гневно обличал язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, хороших и дурных, призывала подражать первым и бороться с последними. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.

Велико значение «Недоросля» и в истории развития русской драмы. Недаром Пушкин назвал «Недоросль» «народной комедией». Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней. Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета - всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни.

«Недоросль» Фонвизина является родоначальником русской (по выражению Горького) «обличительно-реалистической» комедии, комедии социально-политической. Продолжая эту линию, в XIX веке появляются такие замечательные комедии, как «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя.

37. Проблема воспитания и ее художественное выражение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», безусловно, на первый план выходит критика невежественного дворянства, жестоких крепостников, развращенных указом Екатерины II «О вольности дворянства» (1765). В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору государству? Фонвизин видел один лишь выход – в воспитании юношества в духе просветительских идеалов, во взращивании идей добра, чести, долга в молодых умах.

Таким образом, тема воспитания становится одной из ведущих в комедии. Она, во многих своих аспектах, развивается на протяжении всего произведения. Так, сначала мы видим сцены «воспитания» Митрофанушки. Это и то, что внушается и демонстрируется недорослю его родителями, прежде всего матерью - госпожой Простаковой. Она, привыкшая руководствоваться лишь одним законом – своего желания, бесчеловечно обращается с крепостными, будто это не люди, а бездушные предметы. Простакова считает совершенно нормальным опускаться до ругательств и побоев, причем для нее это норма общения не только со слугами, но и с членами семьи, с мужем. Лишь для сына, которого она обожает, героиня делает исключение.



Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

Драматург указывает, что Митрофанушка перенял у матери манеру обращения с людьми, недаром его имя переводится как «являющий свою мать». Мы видим, как этот герой издевается со своей нянькой Еремеевной, другими крепостными, пренебрегает своими родителями:

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, скрепя сердце, юный герой занимается «науками». Важно, что у него даже не возникает мысли о пользе собственного просвещения. Одну лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается этому герою с превеликим трудом.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман - все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга - такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Из беседы этих героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить «доброго о себе мнения от людей достойных». Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум, зная это, наставляет девушку на «путь истинный». Его жизненные «законы» касаются государственной, общественной деятельности дворянина: «степени знатности «рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества»; «не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»; «честный человек должен быть совершенно честный человек».

Кроме того, Стародум дает советы и относительно «дел сердечных», семейной жизни благонравного человека: иметь к мужу «дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее», «надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу». И, наконец, как завершающий аккорд, – самое главное наставление: «…есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Таким образом, проблема воспитания является центральной в комедии Фонвизина «Недоросль». Здесь драматург ставит вопрос о будущем России, в связи с ним возникает и проблема воспитания. Реальное положение дел в этой области не устраивает писателя, он считает, что дворянство деградирует, превращается в невежественную толпу скотининых и простаковых. Это происходит во многом из-за попустительства Екатерины II.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Экспресс-опрос

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Тест для учащихся 8 класса

Резь Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ССОШ»


Инструкция по работе с тестом

  • Проверочный тест состоит из 8 заданий.

Каждое задание имеет 3 или 4 варианта ответа, один из которых - правильный.

2. Прежде чем нажимать переключатель, хорошо подумай.


1. Когда родился Денис Иванович Фонвизин?


2. Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?

Белинский

Державин


3. Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд», которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?

Стародум

Скотинин


4. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?

Стародуму

Правдину

Простакову


5. Кому из героев комедии принадлежат слова:

«Не хочу учиться, хочу жениться»?

Правдину

Митрофану

Цыфиркину


6. Какой герой комедии наиболее близок самому

Д. И. Фонвизину?

Стародум

Кутейкин


7. Какому герою комедии принадлежат следующие слова и афоризмы

- Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

- Глупому сыну не в помощь богатство.

- …В большом свете водятся премелкие души.

- Наличные деньги – не наличные достоинства.

Стародуму

Правдину

Митрофану


8. В названии «Недоросль» отражено :

Прозвище главного героя

Так в 18 веке называли несовершеннолетнего дворянина

Название сословия, жизнь и нравы которого изображены в комедии


Использованные ресурсы

Портрет http://www.a4format.ru/authors/1097305408(s).jpg

Митрофан http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/2_57.thumbnail.jpg

Фф-

http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/jpg_142.thumbnail.jpg

митроф http://maly.ru/photo_day/thumb/KonovalovA_nedorosl.jpg

правдин http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5b/%D0%95._%D0%9A._%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%22%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8C%22_%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%2C_1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%29.jpg

пушкин http://pushkin.niv.ru/images/pushkin/pushkin_01.jpg

стародум http://img-fotki.yandex.ru/get/5303/tomi-aleks.36/0_4f9b3_30a57cdc_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/4403/tomi-aleks.36/0_4f9b0_814d33dc_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/tomi-aleks.36/0_4f9ab_9f449e2c_L

http://ru.wikipedia.org/

http://fotki.yandex.ru/

В презентации использован шаблон учебного тренажера Захарова Т.А. , Байдакова Т.Б