Предельные значения дефицита федерального бюджета. Бюджетный дефицит Ограничения размера дефицита бюджетов бюджетной системы

Бюджетный кодекс устанавливает ограничения на объем бюджетного дефицита и регулирует способы его покрытия. Статьей 92 главы 13 Бюджетного кодекса РФ определены предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней. Бюджет на очередной финансовый год не может утверждаться с дефицитом, превышающим этот предельный размер.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать это ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать это ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

Соблюдение предельных значений дефицита бюджета, установленных Бюджетным Кодексом, должно обеспечиваться по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации.

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

5. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Классификация государственного кредита.

1. В зависимости от заемщика государственные займы делятся на:

¨ размещаемые центральными органами управления;

¨ размещаемые местными органами управления.

2. По месту размещения гос. кредит может быть внутренним и внешним.

3. По срокам привлечения:

· краткосрочный (до года);

· среднесрочный (от года до 5 лет);

· долгосрочный.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.

Глава 13 БК определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета.

Бюджетный дефицит может образоваться в результате:

  • а) чрезвычайной ситуации в стране: войны, крупного стихийного бедствия, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;
  • б) подъема экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
  • в) экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета - явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.

Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5%. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета.

Бюджетный кодекс устанавливает ограничения по предельному размеру дефицита бюджетов каждого территориального уровня. Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Под ненефтегазовым дефицитом федерального бюджета понимают разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Дефицит регионального бюджета и дефицит местного бюджета на очередной финансовый год или очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления о соответствующем бюджете.

Определяя размер дефицита бюджета, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны соблюдать ограничения, установленные п. 2 и 3 ст. 92.1 БК. Согласно названным нормам дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В бюджетах депрессивных субъектов РФ (т.е. в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов, исключая субвенции, из федерального бюджета превышает 60% объема собственных доходов) дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В бюджетах депрессивных муниципальных образований (т.е. в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из регионального бюджета, исключая субвенции, и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений превышает 70% объема собственных доходов) дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения, предусмотренных БК.

Превышение ограничений по объему дефицита регионального или местного бюджетов возможно только в случае утверждения законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления о соответствующем бюджете в составе источников финансирования дефицита регионального или местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования. При наличии такого источника финансирования дефицит бюджет может превысить ограничения, установленные п. 2 и 3 ст. 92.1 БК, но в пределах суммы поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета.

Бюджетный дефицит можно сократить следующими способами:

  • а) использовать различные формы государственного и муниципального кредита внутри и вне страны. Дефицит может быть покрыт путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг. Разрешение на кредитование и размещение займов утверждается представительным органом власти. Однако в соответствии с п. 2 ст. 92 БК кредиты Банка России, а также приобретение им государственных и муниципальных ценных бумаг первичной эмиссии не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета;
  • б) изменить направление инвестиций, направив их в те отрасли народного хозяйства, где наиболее высокая финансовая отдача от вложенных денег (нефте- и газодобывающие отрасли);
  • в) продать на мировом рынке часть или всю дебиторскую задолженность;
  • г) прекратить или сократить финансовую помощь другим государствам;
  • д) конверсия (если позволяет политическая обстановка);
  • е) привлечение в страну иностранного капитала.

Для непосредственного покрытия дефицита бюджета запрещается использовать эмиссию денежных средств.

1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом

соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования

дефицита бюджета.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим

законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств

из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов

бюджета в пределах расходов на погашение долга.

2. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета,

утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации

или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не

могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем

доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта

Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного

самоуправления.

3. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

4. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный

законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не

может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации

без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете

на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный

размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение,

5. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного

органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может

превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой

помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного

самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи

имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение,

установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину

поступлений от продажи имущества.

6. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2 - 5 настоящей

статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего

бюджета за финансовый год.