Мышцы отвечающие за вертикальное стояние человека. Особенности развития скелета и мускулатуры нижней конечности в связи с приспособлением к вертикальному положению тела человека. Поза и психо-эмоциональное состояние человека

Ходьба - основной способ перемещения в пространстве и ориентировки в нем. При ходьбе пространство воспринимается посредством зрительных, слуховых, кожных, проприорецептивных и вестибулярных ощущений.

При ходьбе главная роль в ориентировке детей в пространстве, особенно в младшем возрасте, принадлежит зрению.


Роль зрения в ориентации в пространстве при ходьбе обнаруживается у здоровых детей при ходьбе по прямой линии с закрытыми глазами. Оказалось, что дети дошкольного возраста и даже дети 7-8 лет значительно отклоняются в стороны при ходьбе с закрытыми глазами. С 9-10 лет эти отклонения существенно уменьшаются и в 13-14 лет достигают относительно постоянных величин. В 15-17 лет асимметрия ходьбы уже не уменьшается.

Следовательно, ориентировка в пространстве при ходьбе не только сохраняется, но и совершенствуется с возрастом после выключения зрения. После выключения зрения она осуществляется благодаря поступлению в нервную систему импульсов из вестибулярных аппаратов и из рецепторов мышц, суставов и сухожилий - проприорецепторов, роль которых с возрастом увеличивается.

Рис. 39. Возрастные изменения в ориентировке движений в пространстве:
/ - колебания при стоянии, 2 - асимметрия ходьбы, 3 - точность прыжка, 4 - колебания темпа

Таким образом, с возрастом увеличивается значение мышечного чувства в ориентации в пространстве.

Отклонения при ходьбе с закрытыми глазами у дошкольников в правую и левую стороны наблюдаются одинаково часто. С возрастом у дошкольников отклонение в правую сторону при ходьбе с закрытыми глазами наблюдается чаще, чем в левую. Оказалось, что в 3-7 лет дети ставят стопы более прямо в сагиттальной плоскости, а чем старше дети школьного возраста, тем больше они разворачивают стопы в стороны. Угол разворота стоп у дошкольников непостоянен. С возрастом повышается стереотипность шагов. Если стопа развернута больше в правую сторону, то отклонение от прямой линии происходит вправо, и наоборот. Уменьшение, отклонений в стороны при ходьбе с закрытыми глазами у детей с возрастом зависит от уменьшения разницы в развороте правой и левой стоп. Слепые дети отклоняются в стороны от прямой линии при ходьбе больше, чем зрячие. Наибольшие отклонения наблюдаются у слепых детей в младшем возрасте. У слепых детей среднего и старшего школьных возрастов ходьба стереотипна и совершенна.


Дети с выключенными болезнью вестибулярными аппаратами при ходьбе с закрытыми глазами значительно больше отклоняются в стороны от прямой, чем здоровые. Эта разница особенно выступает от 11 до 14 лет. Следовательно, для ориентировки детей в пространстве при закрытых глазах существенное значение имеют не только импульсы от проприорецепторов, но и из вестибулярных аппаратов. При выключении вестибулярных аппаратов совершенствование в ориентации в пространстве происходит благодаря поступлению импульсов из проприорецепторов. Глухие дети при ходьбе с закрытыми глазами шире расставляют ноги, чем нормально слышащие и слепые, и больше качаются из стороны в сторону, чаще оступаются. Следовательно, в ориентации в пространстве, кроме зрения и импульсации из вестибулярных аппаратов и проприорецепторов, существенное значение имеет и слух.

В процессе ходьбы дети приучаются отмеривать интервалы времени.

Ориентировка в пространстве при прыжках в высоту обусловлена главным образом импульсами из проприорецепторов и вестибулярных аппаратов, а не из рецепторов сетчатки глаз.

Ориентировка в пространстве при прыжках в длину обусловлена главным образом зрением.

С возрастом у детей с 14 до 16 лет увеличивается точность прыжков в длину на определенное расстояние более чем в 5 раз.

В 9-10 лет резко уменьшается величина ошибки в расстоянии, а затем происходит более постепенное ее уменьшение. Наименьшая ошибка в определении расстояния прыжка отмечается у детей 13-14 лет, у которых точность прыжка становится почти такой же, как у взрослых. В 15-16 лет точность прыжка несколько уменьшается. Несмотря на то, что прыжки совершаются при открытых глазах, контроль расстояния прыжка до его совершения производится не только рецепторами сетчатки глаз, но и благодаря импульсам из проприорецепторов глазных мышц, а во время полета этот контроль производится преимущественно благодаря импульсам из проприорецепторов скелетных мышц, участвующих в прыжке.

Ориентировка детей в пространстве при прыжках в длину с места от 4 до 12 лет увеличивается в 2-3 раза, а от 12 до 16 лет изменяется незначительно. При выключении зрения точность ориентировки при прыжках в длину с места уменьшается в 2 раза, а при прыжках в высоту не изменяется по сравнению с прыжками с открытыми глазами.

Таким образом, с возрастом значение зрения относительно увеличивается только при движениях вперед, совершаемых с отрывом от земли, а при вертикальных движениях решающее значение имеет не зрение, а центростремительная сигнализация из двигательного аппарата.

Поза. Поза стояния является исходной для изменения положения тела в пространстве. При стоянии и сидении человек принимает удобную для него позу.

Прямостояние осуществляется рефлекторно благодаря сокращениям мышц, преодолевающих силу притяжения Земли. В этом познотоническом рефлексе главная роль принадлежит проприорецепторам мышц ног. Поза прямостояния поддерживается с трудом. Общий центр тяжести тела взрослого человека находится при стоянии во 2-м крестцовом позвонке на 4-5 см выше поперечной оси тазобедренных суставов. В зависимости от пола, возраста и развития мускулатуры положение центра тяжести при стоянии колеблется от 1 до 5 крестцовых позвонков. У женщин центр тяжести ниже, чем у мужчин. При стоянии человек опирается на нижние поверхности пяточных бугров, головки плюсневых костей и пальцы ног.

При лежании на спине центр тяжести находится примерно на 1 см выше мыса - выступа на месте соединения 5-го поясничного позвонка с 1-м крестцовым. При стоянии взрослого человека в удобной позе с наклоном вперед все основные суставы туловища и ног (плечевые, тазобедренные и коленные) располагаются впереди от вертикальной линии, проходящей из общего центра тяжести тела впереди оси голеностопных суставов на 4-5 см.

Рис. 40. Схема сокращения некоторых мышц при прямостоянии, А - антропометрическое положение; Б - спокойное положение; В - напряженное положение

При спокойном стоянии эта вертикальная линия проходит на 4-5 см впереди оси голеностопных суставов, на 0,4-1,5 см впереди оси коленных суставов и на 1-3 см позади оси тазобедренных суставов. При стоянии рефлекторно напряжены мышцы главным образом голеностопного сустава: передняя большеберцовая, длинная малоберцовая и особенно икроножная. Менее активны мышцы области коленного сустава и еще меньше тазобедренного и длиннейшие мышцы спины. От падения вперед тело удерживается сокращением мышц голени, особенно икроножных, а от падения назад - сокращением подвздошно-поясничной мышцы и прямой мышцы бедра.

Мышцы, участвующие в поддерживании позы стояния, используют только ничтожно малую часть запаса своего напряжения (не больше 1/20 возможного максимального напряжения). Этот запас мощности указывает на относительную экономичность удобной позы стояния и обеспечивает ее устойчивость при смещениях центра тяжести тела.

У здоровых людей (правшей) нагрузка на правую ногу при стоянии больше на 3-5% от общего веса тела, чем на левую ногу.

Центр тяжести головы находится на 0,5 см впереди атлантозатылочного сочленения (между 1-м шейным позвонком и затылочной костью). Поэтому голова удерживается в вертикальном положении напряжением шейных мышц.

Устойчивость положения тела при стоянии регистрируется по количеству и величине колебаний головы в течение определенного промежутка времени. Запись этих колебаний (кефалограмма) показала, что чем больше рост, тем больше колебания головы спереди назад. Поэтому у детей с возрастом колебания головы увеличиваются, однако при увеличении силы мышц спины величина этих колебаний уменьшается.

Утомление, вызываемое работой рук или приседаниями, резко увеличивает колебания тела при стоянии (до 90%). Занятия спортом повышают устойчивость стояния.

Сохранение вертикального положения тела не является врожденным. В редких случаях, когда дети жили среди животных, они не приобретали способность поддерживать вертикальное положение тела. Известно, что длительное пребывание в постели в горизонтальном положении приводит к потере этой способности. Следовательно, познотонический рефлекс вертикального положения тела является результатом сложного сочетания условных и безусловных рефлексов саморегуляции напряжения определенных мышечных групп.

В сохранении позы стояния участвует зрение. Закрывание глаз при освещении увеличивает амплитуду колебаний тела в среднем на 45%. Закрывание глаз в темноте дополнительно увеличивает амплитуду колебаний центра тяжести тела в среднем в 1,3-1,5 раза. В сохранении позы стояния участвуют также вестибулярные аппараты, взаимодействующие со зрением и проприорецеицией. После выключения вестибулярных аппаратов при сохранении зрения и проприорецепции поза стояния заметно не нарушается. Однако участие вестибулярных аппаратов совместно с проприоре-цепцией в поддерживании позы стояния не вызывает сомнений. Следует учесть, что рефлексы с вестибулярных аппаратов на перераспределение напряжения мышц, вызывающие выпрямление тела, так же, как и тонические рефлексы шейных мышц, у детей с возрастом резко затормаживаются. Это торможение наступает у большинства здоровых детей к двум годам, а в редких случаях у некоторых к пяти годам. Быстрая рефлекторная саморегуляция позы стояния при притоке проприорецептивных импульсов производится спинным, продолговатым мозгом и мозжечком, а более медленная- большими полушариями и ближайшими подкорковыми центрами.

Дети 6-7 лет еще не могут долго стоять прямо. С возрастом эта способность продолжает неравномерно совершенствоваться, и устойчивость тела при стоянии увеличивается.

У детей 7-13 лет колебания тела при стоянии больше, чем у взрослых: в 7-10 лет устойчивость тела при стоянии меньше, чем в 10-13 лет, и в пределах этого возраста почти не изменяется. Наибольший прирост устойчивости происходит с 10 до 13 лет. В 13-14 лет устойчивость такая же, как у взрослых. При удержании у школьников позы стояния активность разгибательных мыщц бедра в 12 раз меньше, чем при их произвольном сокращении.

При стоянии на неподвижной горизонтальной опоре колебания таза у детей 7-15 лет во фронтальной и сагиттальной плоскостях значительно больше колебаний головы и туловища. Колебания тела у детей 7-11 лет больше во фронтальной плоскости, чем в сагиттальной.

При стоянии тело колеблется в сагиттальной и фронтальной плоскостях у юношей больше, чем у девушек. С увеличением роста амплитуда колебаний увеличивается. У девушек устойчивость тела при стоянии больше вследствие более низкого роста и более низкого расположения центра тяжести тела. Участие зрения в сохранении позы прямостояния с возрастом увеличивается.

При стоянии на смещаемой опоре познотонический рефлекс увеличивается по мере наклона опоры. Чем больше наклон, тем больше выпрямление тела. Чем скорее изменяется наклон, тем меньше величина рефлекса прямостояния. С возрастом рефлекс на наклон все больше уменьшается. При определенной скорости наклона опоры дети 7-8 лет стоят прямее с закрытыми глазами, чем 14-15 лет. Поза прямостояния у детей 14-15 лет мало отличается в этих условиях от взрослых. С возрастом увеличивается число детей, ощущающих наклон.

При сравнении рефлекса прямостояния с открытыми и закрытыми глазами оказалось, что при закрывании глаз познотонический рефлекс прямостояния уменьшается и при смещаемой опоре.

Роль зрения в этом рефлексе с возрастом увеличивается. У детей более старшего возраста познотонический рефлекс при наклоне с открытыми глазами значительно больше, чем у детей младшего возраста, по сравнению с тем же рефлексом при закрытых глазах.

При наклоне туловища наибольший тонус мышц отмечается на стороне, противоположной наклону. В момент наклона возбуждаются мышцы на стороне, в которую наклоняется туловище, а затем при поддерживании позы наклона - на противоположной стороне благодаря рефлекторному растяжению скелетных мышц, вызванному раздражением находящихся в них проприорецепторов (миотатический рефлекс).

При сидении симметрично напряжены длиннейшие мышцы спины в области кифоза на уровне грудного отдела позвоночника, а напряжение шейных и поясничных мышц незначительно.

Рефлекс удержания туловища в вертикальном положении при сидении значительно меньше, чем при стоянии, и в некоторых случаях отсутствует. У детей старшего возраста (14-15 лет) он полностью отсутствует, а у детей младшего возраста (7-8 лет) выражен слабо.

Решающая роль в осуществлении рефлекса вертикального положения тела принадлежит импульсам из проприорецепторов ног и рецепторов кожи подошв. При сидении правильная оценка наклона опоры ощущается чаще, чем при стоянии. Вероятно, это объясняется увеличением площади раздражения рецепторов кожи седалища по сравнению с площадью кожи подошв.

У детей школьного возраста при лежании на спине и па боку наблюдаются ритмические колебания туловища, частота которых совпадает с той, которая наблюдается при стоянии. При раздражении вестибулярных аппаратов эти ритмические движения туловища тормозятся.

От позы зависят величины статического усилия и динамической работы мышц рук. При сидении напряжение мышц рук значительно больше, чем при стоянии. Это можно объяснить тем, что при стоянии нервные центры мышц ног, также осуществляющие статические усилия, направленные на борьбу с земным притяжением, тормозят нервные центры мышц рук. Наоборот, при стоянии динамическая работа мышц рук производится более координированно и экономно, чем при сидении.

Осанка. Индивидуальные особенности положения тела называются осанкой. В основном она формируется к 6-7 годам. У каждого человека осанка изменяется в зависимости от строения скелета, состояния нервной системы, тонуса и развития мышц. Различают очень хорошую, хорошую, среднюю и плохую осанку. При очень хорошей осанке выпуклая грудная клетка несколько впереди плоского или втянутого живота, а физиологические изгибы позвоночника умеренные. При хорошей осанке грудная клетка расположена на уровне передней стенки живота, изгибы позвоночника более выражены. При средней осанке грудная клетка плоская и передняя стенка живота несколько выдвинута кпереди, поясничный лордоз сильнее выражен. При плохой осанке голова наклонена вперед, грудь плоская или впалая, сильно выступает вперед живот, резко выражены грудной кифоз и поясничный лордоз. Хорошая осанка естественна, не требует специального сокращения мышц, следовательно, не утомительна и обеспечивает хорошие условия развития и деятельности органов грудной полости: сердца и легких. Рациональные физические упражнения, например баланснрование с мячом на голове, укрепляют мышцы позвоночника и способствуют выработке хорошей осанки.

Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц образует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжения нарушает ее. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов эти мышцы еще не напряжены, поэтому их осанка неустойчива.

У детей отклонения от нормальной осанки обусловлены заболеваниями скелета, например при рахите, малой подвижностью, слабым развитием мышц, противодействующих силе тяжести, неправильным сидением за партой или рабочим столом, ношением тяжестей в одной руке, что вызывает наклон туловища и т. д.

В образовании и развитии сколиоза при отсутствии заболеваний позвоночника решающая роль принадлежит неравномерности тонуса и сокращений скелетных мышц по обеим сторонам позвоночника. В начале развития сколиоза на вогнутой дуге позвоночника тонус мышц повышен и увеличена их сократимость по сравнению с выпуклой стороной позвоночника. Но по мере развития сколиоза в результате защитной реакции, препятствующей дальнейшему увеличению искривления позвоночника, наоборот, на выпуклой его стороне тонус мышц и сокращения усиливаются, а на вогнутой - ослабляются. Корригирующая гимнастика в начале развития сколиоза должна быть направлена на выравнивание тонуса и сократимости мышц на обеих сторонах позвоночника, а при развитом сколиозе - на усиление тонуса и сокращений мышц на выпуклой стороне.

Образование и развитие отчетливо выраженного кифоза при здоровом позвоночнике зависит от неправильной посадки за партой или рабочим столом и от понижения тонуса и сокращения мышц спины, удерживающих туловище в вертикальном положении. Снижение становой силы мышц и недостаточное общее физическое развитие способствуют развитию и увеличению кифоза.

Удержание вертикальной позы, прямостояние и биподальная локомоция - это венец эволюции человека в его приспособительной деятельности к существованию в гравитационном поле Земли. А с другой стороны, удержание вертикальной позы вбирает в себя особенности конституции человека, интегрирует его жизненный опыт и отчасти демонстрирует функциональные и патологические особенности конкретного индивида. Ортоградное положение тела характеризует такие двигательные действия человека, как стояние , ходьба , бег и прочие виды двигательной деятельности.

Ортоградная поза - наиболее изученное и изучаемое положение человека многими науками, такими как анатомия , биомеханика , физиология , медицина , постурология, физическая культура . Ортоградная поза связана с важным биомеханическим параметром человека, именуемым «Осанка ».

Поза стоя

Синонимы:

  • положение стоя
  • вертикальная стойка
  • основная стойка (в спорте и в постурологии)

Поза стоя - основная характеристика таких важных двигательных актов человека, как стояние и ходьба .

Поза сидя

Поза для отдыха или для выполнения каких-либо действий с опорой на «пятую точку», на ягодицы или бёдра, при которой туловище сохраняет вертикальное положение (en:sitting).

Существует и более научное определение этой позы: «положение тела при котором вес тела переносится главным образом на седалищные бугры таза и подлежащие мягкие ткани» (Sitting is a body position in which the weight of the body is transferred to a supporting area mainly by the ischial tuberosities of the pelvis and their surrounding soft tissue) Cornell University Ergonomics Web - Sitting and Chair Design Существует множество типов сидения:

  • на стуле
  • на полу
    • поза портного
    • поза Лотоса (в Йоге)
    • «по-японски»(Сэйдза)
  • на «корточках»
Поза сидя на стуле

Поза, сидя на стуле, является удобной например, для офисной работы, но сама по себе является тяжелым испытанием для скелета и внутренних органов человека. Поза сидя характеризуется углом, образованным лучами, проведенными от нижней части грудины к плоскости лица и к сгибу коленного сустава. Этот угол называется углом наклона туловища.

В зависимости от угла наклона туловища, различают:

  • нормальный угол наклона (при хорошей осанке).
  • угол сутулости.
  • угол компрессии (такая поза характеризует очень плохую осанку или очень плохую привычку сидеть «сложившись»).

Cутулая поза сидя

Сутулая поза сидя характризуется максимальным сгибанием в поясничном и грудном отделах позвоночника, наклоном туловища вперёд.

Эта поза имеет целый ряд неблагоприятных биомеханических и физиологических последстий:

  1. Сглаженный поясничный лордоз и наклоненный грудной и соответственно шейный сегменты тела приводят к перегрузке шейного и поясничного отделов позвоночника .
  2. Если вес головы составляет в среднем 3 кг, то нагрузка на шейный отдел позвоночника возрастет многократно - до 18 кг.
  3. Нагрузка на передний опорный комплекс позвоночника увеличивается при уменьшении поясничного лордоза При сутулой осанке без того высокая нагрузка возрастет со 150 % до 180 % веса тела.
  4. При наклоне грудного сегмента вперед, уменьшается объем грудной полости, и мы наблюдаем сдавливание, как легких, так и органов брюшной полости. Сдавливаются гортань и сосуды шеи.
  5. Ухудшается кровоток в органах малого таза. Геморрой , простатит обычные спутники любителей такой позы.

Проблемы здоровья, связанные с сидячей позой

Кокцигодиния

Общий медицинский термин, обозначающий боль в кресце или в копчике. Кокцигодиния ограничивает комфортное сидение на стуле приводит к вынужденной позе с перенесением опоры на одну из ягодиц.

Горизонтальная поза

Поза лежа

Эта поза менее всего изучена по-причине низкого интереса исследователей к этой форме двигательной активности. Положение лежа - самое экономное в энергетическом отношении. Используется при исследовании основного обмена (количества энергии, необходимого для поддержания нормальных функций организма при минимальных процессах обмена веществ). Если человек лежит в полном покое спустя по меньшей мере 12 час после приема пищи, то используемая в каждый данный момент энергия расходуется на работу сердца, дыхательные движения и на поддержание температуры тела.

Различают следующие позы:

  • лёжа на спине
  • лёжа на животе
  • лёжа на боку
  • эмбриональная поза

а также спортивные стойки:

  • упор лежа
  • упор лежа прогнувшись
  • лёжа на боку
  • упор лёжа на лопатках

Эмбриональная поза (поза спящего) - голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Эта поза обусовлена преобладанием тонуса мышц-сгибателей. Суставы конечностей находятся в физиологическом положении, то есть в том положении, при котором обеспечивается максимальный покой и разгрузка суставных поверхностее. Такое положение, как правило, положение легкого сгибания суставов в англоязычной литературе называют положением отдыха (rest position).

Поза на четвереньках

Патологическая поза

Поза, обусловленная нарушением тонуса мышц, характерная для ДЦП

Патологическая поза - характерная поза в результате нарушения функции мышц и суставов в результате заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Например, поза при детском церебральном параличе (ДЦП), поза в результате контрактуры тазобедренного сустава при коксартрозе, сгибательная поза при анкилозирующем спондилите , поза при кривошеи . Некоторые патологические позы имеют образные названия: поза легавой собаки (менингитическая) - поза, характерная для острого периода менингита , при которой больной лежит на боку с согнутыми и приведенными к животу ногами; поза лягушки - поза, характерная для спинальной наследственной амиотрофии, при которой руки согнуты в локтевых, а ноги в коленных суставах, плечи приведены к туловищу, бедра отведены.

Поза и психо-эмоциональное состояние человека

Известны позы радости, открытости, спокойствия, печали, смущения…, отражающие внутреннее состояние человека.

Пассивно-оборонительная поза

Например, в ответ на отрицательные эмоции или при усталости человек рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, принимает так называемую пассивно-оборонительную позу .

Пассивно-оборонительная поза характеризуется: приподнятыми и сведёнными вперёд плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закреплённой в двигательном стереотипе осанки . Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка , в свою очередь способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов.

Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с нарушением осанки. Синдром хронической усталости - наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегето-сосудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении - ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную позу и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана методика Фредерика Александера и другие методы психосоматической коррекции, которые помогают эффективно расслабить мышцы, снять излишнее напряжение.

Рабочая поза

рабочее место для работы с компьютером

Рабочая поза - взаимное расположение частей тела при выполнении трудовой операции изучается наукой эргономикой (гигиеной труда).

Рабочие позы подразделяют на свободные, неудобные, вынужденные и фиксированные.

В настоящее время всё большее внимание уделяют эргономике поз офисного труда и школьного обучения.

Выполняя школьные задания, дети, как правило, вынуждены длительное время сохранять рабочие позы, которые часто не соответствуют нормальной физиологии. После начала занятий в школе для ребёнка количество времени, проводимого в сидячей позиции, значительно увеличивается, и школьная парта становится важным фактором окружения. Принято считать, что готовить уроки удобнее всего сидя за столом. Однако многолетний опыт работы школы-интерната № 76 г Москвы для детей с заболеванием позвоночника свидетельствует, что качество обучения нисколько не снижается при обучении в положении лежа на специальной наклонной доске-парте См. санаторная школа-интернат №76

Поза и положение тела в спорте

В каждом упражнении различают три фазы:

Исходное положение (ИП) - поза, наиболее удобная для выполнения физического упражнения или иного двигательного действия. Чаще всего в физической культуре ИП является основная стойка , но перед выполнением некоторых упражнений необходимо принять другие ИП: стоя на коленях, полуприсед, упор присев, упор лёжа, лёжа на животе, боку или спине, в висе и т. д.
Основная стойка - положение, при котором ноги выпрямлены в суставах, туловище выпрямлено, голова держится ровно, прямо, взгляд направлен вперёд, руки свободно свисают по сторонам. Обычное положение стоп - «пятки вместе, носки врозь». Например Д. Крадман (1928), так описывал основную стойку в шведской гимнастике: «4 точки в единой плоскости: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, кисти рук вытянуты, подбородок опущен, голова назад».

Спортивная гимнастика

Художественная гимнастика

Гимнастика ушу-таолу

Фигурное катание

Атлетика

Лёгкая атлетика

Силовые виды спорта. Позы для работы с весом

Фиксация подъёма штанги

Приседание со штангой на спине в паурлифтинге

Становая тяга

Поза в силовых видах спорта, к которым относится тяжёлая атлетика (штанга), бодибилдинг (силовая гимнастика), гиревой спорт , пауэрлифтинг , отражает их внутреннее содержание.

Фиксируются следующие положения:

  • - неподвижное положение атлета со штангой над грудью на выпрямленных руках (в жиме штанги лёжа);
  • - со штангой на плечах, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу (в приседании со штангой);
  • - со штангой в опущенных вниз руках, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу, плечи опущены и отведены назад (в становой тяге).

Художником, впервые поднявшим образ человека на такую высоту, был Леонардо да Винчи В его творчестве удивительно сочетается пытливый аналитический дух раннего Возрождения с его всеобъемлющими интересами и мощное стремление к синтезу, упорядочению и норме свойственное ХVI столетию . Все привлекает внимание Леонардо, но главным объектом изучения и главной целью всех стараний живописца является человек. С величайшей тщательностью исследует он внутреннее строение человека, его пропорции и разнообразнейшие жизненные функции, стремясь на основе этого анализа установить некие объективные закономерности и дать общие правила для художников. Не довольствуясь отображением одного внешнего облика, Леонардо с живым интересом вглядывается в человеческие лица, стараясь найти связь между переживаниями человека и их внешними проявлениями, стремясь через богатство жестов и игру физиономии передать внутреннее духовное состояние.

Другой известный мастер той эпохи Микеланджело также создаёт образ совершеного человека. Его «Давид » полон внутренней динамики, экспрессии, энергии и реализма.

Естественная величавая красота ренессансных фигур, без излишней манерности жестов и поз, четкость пропорций и форм человеческого тела делает эти произведения искусств эталоном положения тела для физиологов и биомехаников. Так скульптура Микеланджело является обычной иллюстрацией естественной позы и осанки.

Контрапост - приём в изобразительном искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Контрапост позволяет передать движение или напряжение фигуры, не нарушая впечатления её равновесия, придаёт дополнительный объём изображению, динамизирует ритм фигуры.

Естественная поза противопоставляется анатомическому (антропометрическому) положению тела - стандартной позе, применяемой для исследования (ее также называют поза Форестье): в вертикальном положении вес тела равномерно распределен на правую и левую ногу. При правильной осанке мы видим симметричное расположение головы и туловища, ноги выпрямлены, плечи расслаблены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична.

Франсуа Роден. Мыслитель, 1880-1882

Виктор Васнецов. Алёнушка, 1880-1881

В дальнейшем значение позы в изобразительном искусстве возросло. Поза передаёт уже не только гармонию человека, его телесную и духовную красоту, но также и его внутреннее состояние, стремления, мечты. Таков знаменитый «Мыслитель» Франсуа Родена , по замыслу художника изображающий Данте у врат Ада , сочиняющего свою «Божественную комедию» . Скульптура стала одной из самых узнаваемых в массовом сознании, символом силы человеческого разума, выражение "поза мыслителя" стало нарицательным.

В том же, 1880 году , русский живописец Виктор Васнецов начал работу над картиной «Алёнушка» , названной впоследствии известным критиком И. Э. Грабарем одной из лучшей картин русской школы. В позе Алёнушки, в её согбенной фигурке, вызывающей безмерную жалость, в трогательной худобе и девической нескладности всего её облика Васнецов выразил то, о чём на протяжении веков слагались множество русских песен и сказок.



Владельцы патента RU 2291680:

Изобретение относится к медицине, а именно к способам восстановления биохимического баланса опорно-двигательного аппарата человека. Способ включает визуальный осмотр опорно-двигательного аппарата человека и выявление нарушения его мышечного каркаса. Проверяют мышечную активность тела человека путем контроля за выполнением упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, обучают человека новым навыкам ходьбы, для чего сначала обучаемый выполняет упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при выполнении которых обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом. Затем выполняет упражнения на ходьбу и выполняет движение с фиксированным положением таза. Комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

Изобретение относится к области медицины, а именно, к способам восстановления биомеханического баланса опорно-двигательного аппарата человека путем восстановления вертикальной оси его тела.

Изобретение может быть использовано для профилактики плоскостопия; укрепления и реабилитации мышц тазового дна после родов, для профилактики мужской импотенции; для восстановления мышечного баланса ослабленных мышц; поддержания суставной подвижности за счет восстановления тонуса мышечно-связочного аппарата.

Изобретение может быть использовано также в спортивной медицине для восстановления опорно-двигательного аппарата в период реабилитации спортсменов. Кроме того, изобретение может найти применение в такой профессиональной области, как бальные танцы, балет, не только для реабилитации, но и совершенствования профессионального мастерства.

Известно, что центральная вертикальная линия, проходящая через центр тяжести тела, проходит через таранно-ладьевидный сустав стопы, голеностопный сустав, внутреннюю часть коленного сустава до тазобедренного сустава, затем через 3-й поясничный позвонок по вертикальной части грудного отдела позвоночника, далее проходит через 1-й грудной позвонок и затылочный надмыщелок. В итоге вес тела равномерно распределяется на тазобедренные суставы. При этом переднезаднее равновесие удерживает равномерное распределение веса по центральной линии. При таком перераспределении веса легко варьировать равновесие, так как весь позвоночник и суставы нижних конечностей в состоянии обеспечить оптимальную вертикальную осанку за счет синхронного напряжения мышц.

В повседневной жизни тело человека испытывает значительные сжатия. При этом усилия, приводящие к изменению оси тела и его частей, приводят к изменениям в тканях опорно-двигательного аппарата, различным травмам и устойчивому снижению тонуса мышц. Задача восстановления вертикальной оси тела человека является основной при коррекции опорно-двигательного аппарата, в том числе, восстановления его мышечного каркаса.

Известен способ восстановления вертикальной оси тела человека, заключающийся в проведении сначала расслабляющего массажа стоп, передней поверхности голени, периостального массажа в области гребня большеберцовой кости, затем расслабляющего массажа с растягиванием икроножной мышцы, после которого осуществляют мобилизацию в суставе Лисфаранка путем давления на подошвенную область ладьевидной кости, затем проводят тонизирующий массаж наружной подошвенной поверхности стопы и подошвенной поверхности, направленный на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, кроме того, при обнаружении признаков смещения основания крестца выполняют соответствующие упражнения, направленные на устранение выявленного смещения, при наличии компенсаторной боковой деформации поясничного отдела позвоночника проводят упражнения на увеличение силы пояснично-подвздошной мышцы, противоположной смещению крестца, на контралатеральной стороне проводят релаксацию с растяжением мышцы, при наличии начинающейся ротации позвонков деформированной части позвоночного отдела проводят упражнения на увеличение силы наружной косой мышцы живота на стороне вогнутой части дуги деформации и релаксацию с растяжением на контралатеральной стороне (см. RU 2222307 С2, 27.04.2004).

Однако в известном способе восстановление вертикальной оси проводится без включения в работу больших полушарий головного мозга человека. Отсутствует память навыка нового движения и закрепления его, что снижает эффективность самого способа.

Известен способ восстановления вертикальной оси тела человека путем анализа топографии тела в целом с помощью проекционной стереофотометрии, выявления патологий костно-мышечной системы с последующей выдачей рекомендаций, направленных на восстановление вертикальной оси, в том числе, использование ортопедических стелек-супинаторов (см. [email protected]).

В известном способе восстановления вертикальной оси тела человека для формирования и закрепления в памяти нового навыка движения необходим достаточно длительный промежуток времени использования дополнительного средства - супинатора. Кроме того, известный способ осуществляет восстановление вертикальной оси без осознанного включения в работу больших полушарий головного мозга человека при формировании и закреплении памяти нового навыка движения, что снижает эффективность самого способа.

Задача, решаемая изобретением, заключается в создании способа восстановления вертикальной оси тела человека, в котором человек осознанно формирует новый навык движения, корректирующий вертикальную ось своего тела с последующим закреплением его в памяти.

Техническим результатом является возможность восстановления вертикальной оси тела человека за счет осознанного формирования им самим нового навыка движения и закреплением его в памяти. Это достигается тем, что в способе восстановления вертикальной оси тела человека предварительно осуществляют визуальный осмотр человека, выявляют отклонения от оси, затем проверяют активность мышечного каркаса человека путем контроля за выполнением человеком упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, после чего путем выполнения физических упражнений обучают человека новым навыкам ходьбы, для чего сначала обучаемый выполняет вводные упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при этом обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом, после чего обучаемый переходит к выполнению первого упражнения, заключающегося в выполнении движения вперед мелкими переступаниями, исходное положение первого упражнения: пятки вместе, носки врозь, колени прямые, стопы развернуты под углом 45°, руки внизу прямые, голова прямо, причем при выполнении движения вперед обучаемый напрягает мышцы бедра и голени, фиксируя внимание на внутренний свод каждой стопы, включающий большой палец, центр свода стопы и пятку, при выполнении движения назад - напрягает мышцы внешней части бедра и голени, фиксируя внимание на внешний свод каждой стопы, включающий мизинец, центр свода и пятку, после освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом, при выполнении приставного шага вперед толчковая нога осуществляет переход с большого пальца, при выполнении приставного шага назад - стопа ставится в центр, направляющим при этом является мизинец, после освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад усвоенным шагом, при этом исходное положение остается неизменным, при выполнении этого упражнения при каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела в состоянии равновесия, при выполнении четвертого упражнения сначала обучаемый осуществляет фиксацию положения таза ягодичными мышцами и втягивание копчика внутрь, затем выполняет движение вперед назад усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза, комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

В предлагаемом способе последовательность упражнений идет от стопы вверх до тазобедренного сустава.

Способ осуществляется следующим образом:

Сначала проводят визуальный осмотр положения тела человека в позе стоя, в ходе которого определяются его конкретные отклонения от классической вертикали. Особое внимание обращают на центры суставов и центр массы тела. Функциональный анализ положения человека в позе стоя осуществляют в соответствии с известной методикой (см. В.И.Дубровский и др., "Биомеханика", Учебник для сред. и высш. учеб. заведений, М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, стр.55-58).

Затем осуществляют проверку динамики выполнения упражнений, точность выполнения через слово и через показ, а также определяют влияние на человека внешнего фактора (привыкание к залу, наличие предметов, освещенность, звуковой фон) и определяют отношение человека к своим "неумелым" движениям. Для этого предлагают человеку ряд упражнений:

Удержание гимнастического кольца на пальцах обеих рук;

Вращение кольца вокруг ладони, по часовой и против часовой стрелки;

Вращение кольца вертикально по полу, успевая самому пройти круг.

Человеку предлагают также соразмерить свое движение относительно вращения кольца:

На расстоянии не менее 6 метров накинуть обруч на спинку стула, при этом бросок выполняется двумя руками от груди;

Сидя на стуле, руки вверху, обруч горизонтально, бросок обруча вверх, руки прижать к себе. Обруч должен пройти вниз, не касаясь тела.

При контроле за выполняемыми упражнениями особое внимание обращают на постановку стоп (пронация/супинация), какая нога активнее, каков угол сгибания в коленях при основной стойке, на смещение таза относительно центра тела, проявленные асимметрии в теле. Это необходимо для проверки возможности управления движениями через мозг.

В предлагаемом способе исключен "жесткий тренинг" в виде команд и тело обучаемого плавно выводится на собственное, индивидуальное звучание.

После чего человека обучают новым навыкам ходьбы. Сначала предлагают обучаемому поставить стопы вместе и посмотреть в зеркало на свое лицо, затем развернуть носки на угол 45°. При каждом изменении положения своего тела обучаемому предлагают контролировать свои ощущения. Как показывают наблюдения за обучающимися, устойчивее стоять во второй позиции упражнения, а возникающие при этом ощущения это ощущения радости и желания общаться. При первой позиции упражнения - человек замкнут в себе.

Затем обучаемому предлагают пройти свои обычные шаги, проконтролировав угол сгибания в колене, подтягивание ноги, поскольку с детства в шаги человека закладывается звуковое сопровождение: "Поднимай ноги". Далее обучаемому предлагают выполнить новую систему движения перехода - мах ноги через вертикаль. Нога через вертикаль сгибается настолько, насколько ей необходимо совершить перенос. Это и есть обретение нового навыка движения.

При выполнении упражнений на нижние конечности ноги прямые, колени втянуты за счет напряжения надколенной мышцы, которая при выполнении шаговых движений не контролировалась сознанием человека. В обычной практике движения согнуть сустав легче, чем выпрямить. Таким образом, в соответствии с предлагаемым способом при выполнении ходьбы активизируются мышцы, ранее менее задействованные. Это позволяет разгрузить напряжение "усталых" мышц.

При обучении новым навыкам движения обучаемому предлагают выполнить ряд упражнений. Исходное положение:

ноги - правая на опоре большого пальца ноги, пятка повернута внутрь, влево, левая впереди под углом в 45°. Обучаемому предлагают провести правую ногу через соприкосновение пяток с выносом вперед, развернутую в стопе. Совершить несколько маховых движений ногой вперед-назад, удостоверившись, что нога проходит и не задевает пол. То же самое предлагают проделать с другой ноги. В случае недостаточной подвижности голеностопного сустава проводят дополнительные общеразвивающие упражнения. После чего обучаемый начинает выполнять движение вперед мелкими переступаниями, пятки вместе, руки внизу, голова прямо, ноги прямые.

Обращают внимание обучаемого на внутренний образовавшийся клин между стопами с углом разворота в 45°. При таком угле разворота стоп общий центр тяжести тела и поперечная ось тазобедренного сустава лежат в одной плоскости, обеспечивается наибольшая степень устойчивости тела при движении вперед или назад. При этом движении импульс начинается - пятка, свод, большой палец, внимание обучаемого обращают на свод стопы. При движении назад импульс начинается - мизинец, свод стопы, пятка.

Известно, что вертикальная ось стандартной нижней конечности проходит от подвздошной кости через середину коленной чашечки и второй палец стопы. В позе стоя тяжесть тела распределена равномерно на обе нижние конечности.

В предлагаемом способе меняется направление вертикальной оси от подвздошной кости, через коленный сустав и до ладьевой внутренней косточки, Таранная кость распределяет равномерно нагрузку массы тела через пяточную и плюсневые косточки. Работа происходит за счет внутренних мышц бедра, которые мало задействованы в повседневной практике движения.

Как показали проведенные испытания способа, индивидуальные характеристики ног, в том числе Х-образные и О-образные ноги, в результате освоения нового навыка ходьбы изменяют свою вертикальную ось. Общеизвестно, что последовательное вовлечение мышц в работу и точная координация их сокращений при ходьбе обеспечивается центральной нервной системой и, главным образом, корой больших полушарий головного мозга. Считается, что ходьба представляет собой автоматизированный, безусловный рефлекс, который приводит к созданию жестких, устойчивых стереотипов, приводящих к потере гибкости суставов, в конечном итоге, их мобильности.

При постановке стопы на горизонтальную поверхность по устоявшейся практике ходьбы человек выполняет шаг с пятки, получая удар в поясничную область. В прелагаемом способе стопа ставится в средину свода, которая образуется при пересечении двух диагональных линий от мизинца к пятке, от большого пальца к пятке. Две ладьевые косточки (внутренняя и внешняя) удерживают равновесие голеностопного сустава. Это позволяет обеспечить мягкую амортизацию свода стопы и активизацию поперечных осей стоп, которые отвечают за тазовый, коленный, голеностопный суставы.

При выполнении устоявшейся практики ходьбы идет расслабление голеностопных связок, приводящих к изменению постановки стопы. Чаще всего, именно стопа находится в положении гиперпронации.

Предлагаемый способ восстанавливает мышечный каркас нижних конечностей, что, в конечном итоге, позволяет восстановить вертикальную ось человека. Все нарушения стоп происходят оттого, что идет недостаточное перераспределение массы тела.

Первый контроль за своими движениями через центральную нервную систему происходит с участием больших полушарий мозга. Правое полушарие управляет логическим мышлением, а левое отвечает за восприятие художественных образов. Они связаны между собой нервными волокнами мозолистого тела. Кора головного мозга образует внешнюю часть полушарий центрального сознания, где осуществляются мыслительные процессы, осознаются сенсорные стимулы, реализуется произвольный контроль движений. У нормального человека работает весь мозг. У человека типа "зверь-человек" работает только мозжечок. У "человека" работает кора, подкорка, и начинают работать таламическая и гипоталамическая зона, т.е. работает средний мозг. Левое полушарие отвечает за воспроизведение, но, если восприятие будет неправильным, то человек, обладая большим объемом информации, не сможет правильно высказаться. Правое полушарие воспринимает мир. Единственная возможность равновеликого развития, когда оба полушария развиты одинаково.

При выполнении упражнений нервный импульс, поступающий из головного мозга, чаще всего ослабевает в области коленей и локтей.

Головной мозг действует, интегрируя поступающую информацию, выбирая нужный ответ, и дает инструкцию соответствующей части тела, органу, как поступить. Таким образом, нервная система обеспечивает коммуникацию и координацию взаимодействий между всеми органами, а также с внешним миром. Известно, что эта система взаимодействий имеет сложную структуру. Она состоит из тела, которое включает в себя все органеллы. Это ядро, митохондрии, рибосомы и эндоплазматический ретикулум. Нервная клетка имеет окончание - дендриты, коротенькие нервные окончания, которые собирают всю информацию из внешней и внутренней среды и направляют ее по своим клеточкам. Дендрит - переводится как "дендрос" - дерево. Как ветви дерева, собирают информацию и переносят в тело клетки. Оттуда эта нервная информация, пройдя через ядро, через тело клетки, проходит по аксону уже следующей клетки. Аксоном является самая длинная часть нервной клетки, передающая импульс. Ее длина больше метра. Аксон заканчивается синоптическим окончанием. В нем вырабатывается медиатор, который передает возбуждение с одной клетки на другую. Та, в свою очередь, принимает нервное возбуждение на дендриты, проводит через тело и потом через аксон, на следующую клетку. Так, соединяясь, нервные клетки могут передавать информацию, например, из головного мозга до самой нижней части тела.

Отсутствие информации о состоянии двигательного аппарата в каждый момент движения приводит к тому, что мозг теряет способность контролировать, оценивать характер движения и вносит поправки на всех этапах двигательного акта. И хотя эфферентные импульсы поступают из мозга в мышцы и вызывают их сокращения, процесс этот не контролируется и не регулируется, так как отсутствует обратная связь, без которой невозможно управление двигательными актами и выполнение точных и плавных движений. Известно также, что потеря чувствительности приводит к ослаблению мышечного тонуса.

Обучение новому навыку ходьбы позволяет контролировать своим сознанием проход первого импульса от головного мозга до стопы, за счет чего обеспечивается обратная связь.

После освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом. Исходное положение прежнее.

Обучаемому предлагают выполнить шаг с прямой ноги, развернутой стопой. При этом отталкивание обучаемый выполняет с большого пальца и через соединение пятки с пяткой останавливается в статическое исходное положение. Шагательные движения характеризуются попеременной активностью ног с чередованием отталкивания и переноса каждой ноги. В теории, отталкивание, как основа шагательных движений, неразрывно связаны с подготовкой к нему, следовательно, в практике, обучаемый удерживает свое внимание на переходе ноги с большого пальца, на постановку слегка супинированной стопы. Обучаемый глазами фиксирует, насколько правая или левая стопа ушла от оси продольного шагательного движения, за инерционным моментом раскачивания тела вдоль и поперек оси, за направлением стопы от пятки через свод стопы до большого пальца. При выполнении упражнения отслеживается импульс, идущий по ноге от головки бедра, удерживая внимание на напряжении свода стопы. В опорный период шагательного движения осуществляется амортизация. Она начинается с постановки ноги на опору и заключается в торможении движения тела по направлению к опоре. Происходит уступающее движение, мышцы растягиваются и уменьшают скорость движения тела вниз. К концу амортизации вертикальная составляющая скорости общего центра масс (ОЦМ) тела падает до нуля, опускание вниз прекращается. Горизонтальная же составляющая скорости за это время уменьшается, тело не останавливается, а продолжает медленно двигаться вперед. Амортизация заканчивается в момент прекращения движения ОЦМ тела вниз. Для амортизации шага обучаемому предлагают постановку ноги производить в центр свода стопы. Этим достигается легкость и плавность всех элементов шага и ощущение невесомости тела. Стыковка стоп производится с правой и левой ноги при движении вперед и аналогично при движении спиной назад.

После освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад свободным шагом, при этом исходное положение остается неизменным. При каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела между стоп, сохраняя дольше двухопорное положение, иначе тело будет либо впереди, либо сзади. Поскольку при движении массы тела перемещается и общий центр тяжести, но для сохранения равновесия его проекция не должна выходить за пределы площади опоры.

Известно, что длина обычного шага составляет 76-79 см. У мужчин она больше, чем у женщин. Длина шага при выполнении всех упражнений предлагаемого способа будет зависеть от того, насколько обучаемый сможет удержать тело между стопами. Известно также, что двигательная система управляет всеми целенаправленными движениями тела во внешнем мире. Они всегда сопровождаются работой и реакциями механизмов позы, идет ли речь о подготовке к движению или о коррекции позы во время движения. Тесная взаимосвязь между функцией позы и направленными функциями - функциональное свойство двигательной системы. Без контроля позы со стороны двигательной системы человек беспомощно рухнет на землю. Поэтому удерживание обучаемым положения позы, при которой тело находится в состоянии равновесия, является важным фактом осознания им своей вертикальной оси. При выполнении этого этапа не следует торопиться, т.к. это первая "примерка" к своей вертикали.

В военной практике применяется строевой шаг, где вынос ноги происходит махом прямой ноги и жесткое опускание на поверхность с ударом стопы (печатают шаг). Гражданский шаг отличается переносом согнутой в колене ноги со свободным опусканием стопы на опору. В предлагаемом способе нога проходит прямой, но с контролируемой постановкой стопы на опору. Нога при прохождении положения вертикали сгибается настолько, насколько ей необходимо совершить перенос.

После освоения третьего упражнения обучаемый переходит к выполнению четвертого упражнения, при котором сначала осуществляет фиксацию положения таза ягодичными мышцами и втягиванием копчика внутрь. Затем он выполняет движение вперед назад новым усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза.

Фиксация тазовой части осуществляется следующим образом. Левая рука лежит на животе, правая сзади на тазовой части. В таком положении можно варьировать положением таза - вперед, назад. Обучаемому предлагают найти копчик и мысленно провести его по направлению вперед вверх, до пупка. В этом случае напрягаются ягодичные мышцы и мышцы нижнего пресса, т.е. осуществляется "втягивание живота" без участия диафрагмы. При таком положении таза обеспечивается свободный вдох-выдох. Кроме того, идет иннервация половых органов, нет отведения таза вперед, назад, в сторону и, следовательно, тазовая часть находится в фиксированном положении, обретая вертикальную ось нижних конечностей.

При таком фиксированном положении таза обучаемый выполняет шагательные движения вперед и назад. Комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

Как показали проведенные исследования, после освоения человеком комплекса упражнений в соответствии с предлагаемым способом восстанавливается тонус мышечного каркаса опорно-двигательного аппарата и вертикальная ось. Были проведены исследования с использованием известного прибора для экспресс диагностики опорно-двигательного аппарата "Плантоскопа", регистрационное удостоверение №ФС 02012004/0340-04, код ОКП 944280. Исследования проводились до и после освоения нового навыка ходьбы. У 70% обученных новому навыку ходьбы было зафиксировано изменение вертикальной оси тела человека в сторону ее восстановления. В эксперименте участвовали 100 человек.

Способ восстановления вертикальной оси тела человека, заключающийся в том, что осуществляют визуальный осмотр опорно-двигательного аппарата человека и выявляют нарушения его мышечного каркаса, затем проверяют мышечную активность тела человека путем контроля за выполнением упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, после чего путем выполнения физических упражнений обучают человека навыкам ходьбы, корректирующим вертикальную ось своего тела с последующим закреплением его в памяти, для чего сначала обучаемый выполняет вводные упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при выполнении которых обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом, после чего обучаемый переходит к выполнению первого упражнения, заключающегося в выполнении движения вперед мелкими переступаниями, исходное положение первого упражнения: пятки вместе, носки врозь, колени прямые, стопы развернуты под углом 45°, руки внизу прямые, голова прямо, причем при выполнении движения вперед обучаемый напрягает мышцы бедра и голени, фиксируя внимание на внутренний свод каждой стопы, включающий большой палец, центр свода стопы и пятку, при выполнении движения назад - напрягает мышцы внешней части бедра и голени, фиксируя внимание на внешний свод каждой стопы, включающий мизинец, центр свода и пятку, после освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом, при выполнении приставного шага вперед толчковая нога осуществляет переход с большого пальца, при выполнении приставного шага назад - стопа ставится в центр, направляющим при этом является мизинец, после освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад усвоенным шагом, при этом исходное положение остается неизменным, при каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела в состоянии равновесия, при выполнении четвертого упражнения сначала обучаемый осуществляет фиксацию положения таза напряжением ягодичных мышц и втягиванием копчика внутрь, напрягая при этом только мышцы живота нижнего пресса, и выполняет движение вперед назад усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза, комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком каждый день не менее 30 мин до формирования устойчивого навыка ходьбы.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физической культуре, и может быть использовано для лечения и реабилитации, больных с рубцовыми стенозами гортани и трахеи различной этиологии

Изобретение относится к медицине, а именно к способам восстановления биохимического баланса опорно-двигательного аппарата человека

Сила тяжести играет важную роль в двигательной деятельности человека. Без умения ощущать и оценивать ее невозможно сохранение поз и равновесия тела. Хореографическая тренировка вырабатывает у артистов балета хорошо развитое ощущение положения тела и его частей в пространстве, т. е. способность чувствовать и оценивать силу тяжести. Возбуждая рецепторы кожи, мышц и вестибулярного аппарата, сила тяжести приводит к рефлекторному перераспределению тонуса мышц. Изменяя мышечные усилия для преодоления силы тяжести, танцовщик сохраняет равновесие и устойчивость тела.

Наиболее устойчивая поза тела — это стояние на двух ногах при опоре на всю стопу. Но вместе с тем это положение неустойчивого равновесия: тело совершает маятникообразные движения вправо—влево и вперед—назад. Как только произойдет отклонение от нейтральной продольной оси тела — начинается падение. В этот момент напрягаются мышцы противоположной стороны тела (при качании вправо — левой, при качании назад —передней) и оно возвращается в прежнее положение. Но по инерции тело вновь перемещается за вертикальную линию — уже в другую сторону. Снова начинается падение и напрягаются мышцы противоположной стороны тела и т. д.

Изменения в равновесии при качаниях тела в стороны воспринимаются рецопторами кожи подошв стоп и двигательного анализатора. Качания вперед—назад вызывают возбуждение рецепторов мышц ног. Кроме того, при качаниях тела изменяются положения костей в суставах ноги. Важнейшую роль при этом играет голеностопный сустав. Любое изменение его суставного угла вызывает поток нервных импульсов от его рецепторов в центральную нервную систему. В ответ на эту информацию происходит рефлекторное изменение напряжения мышц.

Роль анализаторов в сохранении равновесия

Любое движение требует равновесия тела. Анализаторы играют в его сохранении ведущую роль. Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ног и размах движений в суставах, двигательный и осязательный вместе — соприкосновение с опорой и ее противодействие (реакция опоры). Осязательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный — изменение скорости и направления движения, создает чувство поз. Зрительный анализатор дает ощущение полета, направления движения и его изменения и скорости. Равновесие в движении зависит и от степени развития свойств анализаторов и от согласованности в их работе.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление. Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление, и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Вокруг фронтальной оси осуществляются разгибание и сгибание туловища. Основными мышцами, обеспечивающими разгибание туловища, являются мышца, выпрямляющая позвоночник, и поперечно-остистая мышца.

Мышца, выпрямляющая позвоночник, составляет главную массу мускулатуры спины. Эта мышца имеет широкое начало от крестца, от гребня подвздошной кости, от остистых отростков поясничных позвонков. Далее она делится на 3 части: наружную (подвздошно-реберную), среднюю (длиннейшую) и внутреннюю (остистую). Подвздошно-реберная мышца прикрепляется к поперечным отросткам грудных позвонков и углам ребер. Длиннейшая мышца прикрепляется к поперечным отросткам грудного и шейного отделов и к сосцевидному отростку. Остистая мышца прикрепляется к остистым отросткам грудных позвонков. Мышца, выпрямляющая позвоночник, является мощным разгибателем туловища и шеи, отклоняет голову назад. При одностороннем сокращении вместе с сокращением мышц живота той же стороны она производит ускоренный наклон туловища в свою сторону. Мышца удерживает тело человека в вертикальном положении, препятствуя падению туловища вперед под действием силы тяжести. Большая нагрузка на эту мышцу падает при разгибании туловища во время подъема тяжести. При этом мышца сокращается, выполняя преодолевающую работу.

Цоперечно-остистая мышца располагается под мышцей, выпрямляющей позвоночник. Пучки поперечно-остистой мышцы направляются косо и лежат в 3 слоя. Они начинаются от поперечных отростков позвонков и прикрепляются к остистым (соседнего позвонка, через один позвонок, через 5-6 позвонков). При двустороннем сокращении мышца производит разгибание туловища, при одностороннем сокращении совместно с мышцами живота обеспечивает ускоренный наклон туловища в свою сторону, а также поворот туловища в свою сторону.

Основными мышцами, обеспечивающими сгибание туловища при ускоренном движении, являются прямая мышца живота, наружная косая мышца живота, внутренняя косая мышца живота, подвздошно-поясничная мышца при опоре на бедренной кости.

Мышцы живота образуют переднюю и боковую стенки брюшной полости.

Прямая мышца живота располагается в толще передней брюшной стенки (рис. 12). Она начинается от хрящей нижних ребер и прикрепляется к лобковой кости. Мышца обеспечивает сгибание туловища при его ускоренном движении вперед (вниз).

Наружная косая мышца живота располагается поверхностно на боковой стенке живота. Она начинается зубцами от нижних ребер, направляется косо внутрь вниз и прикрепляется к гребню подвздошной кости и к лобковой кости. При двустороннем сокращении мышца сгибает туловище при его ускоренном движении вперед; при одностороннем сокращении поворачивает туловище в противоположную сторону; сокращаясь вместе с мышцами спины той же стороны, наклоняет туловище в свою сторону при его ускоренном движении.

Внутренняя косая мышца живота располагается под наружной. Ее волокна направляются перпендикулярно к наружной. Она начинается от гребня подвздошной кости и прикрепляется к нижним ребрам. При двустороннем сокращении она сгибает туловище при его ускоренном движении вперед; при одностороннем сокращении совместно с мышцами спины той же стороны наклоняет туловище в ту же сторону при его ускоренном движении, а также поворачивает туловище в свою сторону.

Подвздошно-поясничная мышца начинается от тел и поперечных отростков XII грудного и всех поясничных позвонков, а также от ямки тазовой кости, прикрепляется к малому вертелу бедра. При опоре на позвоночнике сгибает и супинирует бедро. При опоре на бедре, сокращаясь с двух сторон, сгибает туловище при ускоренном его движении вперед.

В положении стоя при одностороннем сокращении мышцы с опорой на бедре производится поворот туловища в противоположную сторону. При совместном сокращении мышц живота и спины той же стороны обеспечивается ускоренный наклон туловища в свою сторону.

При медленном сгибании туловища перечисленные мышцы не напрягаются, так как движение вперед осуществляется под действием тяжести туловища, а сдерживает туловище от падения вперед мышца, выпрямляющая позвоночник, которая при этом растягивается, выполняя уступающую работу.

Вокруг сагиттальной оси осуществляются наклоны туловища вправо и влево.

Наклоны туловища происходят при одновременном сокращении сгибателей и разгибателей одной стороны. Так, ускоренный наклон туловища вправо производится сокращением прямой мышцы живота (правой), наружной косой мышцы живота (правой), мышцей, выпрямляющей позвоночник (правой), поперечно-остистой мышцей (правой), внутренней косой мышцей живота (правой).

При медленном наклоне туловища движущей силой является тяжесть туловища. Противодействуют ей одноименные мышцы-сгибатели и разгибатели противоположной стороны, которые, растягиваясь, производят уступающую работу. Возвращение в исходное положение обеспечивают эти же растянутые мышцы, которые, сокращаясь, будут производить уже преодолевающую работу.

Вокруг вертикальной оси осуществляются повороты туловища вправо и влево. Повороты туловища производят мышцы с косым направлением волокон при их одностороннем сокращении. Так, поворот туловища вправо обеспечивается сокращением наружной косой мышцы живота (левой), внутренней косой мышцы живота (правой), поперечно-остистой мышцы (правой) и подвздошно-поясничной мышцы (левой).

M. Дeвятoвa

Основные мышцы, обеспечивающие движения поясничного отдела и другие материалы по неврологии.