"сеньоры и вассалы". Вассальные связи и отношения между сеньором и слугой Составить план сеньоры и вассалы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Серышево

Урок истории в 6 классе

«Сеньоры и вассалы»

Подготовила и провела Сумина Лилия Николаевна

2013

Урок истории в 6 классе

Тема: Сеньоры и вассалы.

Образовательные цели:

Получить представление о системе сословной организации общества;

Раскрыть факторы, способствовавшие распространению крестьянской зависимости ;

Познакомить с понятиями по теме.

Деятельностные цели:

Актуализировать знания пройденного материала;

Объяснять смысл новых терминов и понятий;

Осуществлять поиск необходимой информации в источнике;

Выполнять задание на преобразование текста в таблицу;

Обобщать материал, подводить итоги;

Оценивать работу класса в целом, собственную деятельность;

Характеризовать систему сословной организации общества.

Личностные цели:

Понимание значения свободы для человека.

Тип урока: открытие нового знания.

Ресурсы урока : параграф 11, с.38-39; тетрадь-тренажер, с.30(№ 1, 2,3), с.35 (№1), с.56 (№5-1,2); презентация, электронное приложение, рабочий лист.

Тип урока: открытие нового знания.

Основные понятия : сословие, сеньор, вассал, сословие молящихся, сословие воюющих, сословие работающих, феодализм, феодальная иерархия, «феодальная лестница».

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности .

Вспомните, что такое «бенефиций», «феод», укажите их отличия.

В XI веке сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости.9слайд 1)

О чем будем говорить на уроке? Что будем изучать?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Что знаем о сословиях? (выполняют тест )

3. Выявление места и причин затруднения

Какие возникли трудности, почему они возникли? Что нужно делать, чтобы преодолеть затруднения? Как будем действовать, чтобы выполнить задачу?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какую же тему мы сегодня будем изучать?(слайд 2)

Сформулируйте цель урока.

Продумайте, какую информацию вы точно должны изучить. Составим план.(слайд 3)

1.Новое устройство общества.

2.Сеньоры и вассалы.

Проблема: Почему люди Средневековья считали необходимым разделение общества на сословия?

5. Первичное усвоение и закрепление новых знаний.

РАБОТАЕМ В ПАРАХ.

1.Новое устройство общества.

Чтобы выяснить о каком новом устройстве обществ идет речь, изучите раздел 1 параграфа 11 и выполните задание 1 в рабочей тетради.

Как изменилось положение крестьян в Средние века?

Каким образом крестьяне становились зависимыми? (слайд 4, 5)

Крестьяне теряли землю и свободу

Знать отбирала Пешее ополчение

землю силой потеряло свое

значение

крестьянин сам переходил под

защиту феодала, теряя землю и свободу

В чем проявлялась зависимость крестьян?

Зависимость крестьян

Должны были работать Отдавать часть

на крупного урожая

землевладельца

О каком новом устройстве общества узнали? (сословном)

Какие новые слова узнали? Запишите их в рабочий лист.

Сословие – большая группа людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, чаще всего передающиеся по наследству.(слайд 6)

Задание: Рассмотрите иллюстрации на слайде и определите, о каких сословиях идет речь?(слайд 7)

Что узнали нового об устройстве общества? Сделайте вывод.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2.Сеньоры и вассалы.

В Средние века значительно выросла роль сословия воюющих. Почему? (Изучают раздел 2, выполните задание 2 рабочего листа).

Вокруг чего строились отношения внутри сословия воюющих?

Как назывались взаимоотношения между феодалами в Средние века?

Какие новые слова узнали? (феодал, вассал, сеньор, феодализм, «феодальная лестница»)

Кто был высшим сеньором в государстве?

Какое положение в феодальной лестнице занимали крестьяне? Правильно, они не входили в феодальную лестницу, так как не несли военную службу.

Согласны ли вы с утверждением: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Объясните свой ответ.

Каковы были обязанности вассала и сеньора? Мог ли сеньор отобрать феод у вассала? Ответ объясните.

Что узнали по второму вопросу? Сделайте вывод.

Что мы узнали по теме урока? Давайте вспомним.

Как вы думаете, сегодня вы выполнили цель урока?

Почему же люди Средневековья считали необходимым деление общества на сословия?

6. Включение в систему знаний.

Вернемся к тесту. Проверьте свои знания, исправьте ошибки.

Самопроверка по эталону.

    1-а ошибок:

    2-г нет – «5»

    3-в 1,2 – «4»

    4-г 3-4 – «3»

    5-а 5 и более – «2»

    6-а

    7-е

    8-в

Выполните другой вид задания в тетради-тренажере № 2,3 с. 30; № 1 с. 35. Проверка результатов выполнения.

7.Рефлексия.

Закончи предложение:

    Я научился…………………….

    Я узнал……………………..

    Мне было трудно…………………..

    Мне было интересно…………………

    На уроке я работал……………………….

    Для меня осталось непонятным…………………..

8. Домашнее задание : параграф 11, ТТ с. 56 № 1,2 или кроссворд по теме.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сумина Лилия Николаевна, МАОУ СОШ № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурской области

Бургундские герцоги были вассалами французских королей, но отношения тех и других складывались совсем не просто. С одной стороны, могущественное герцогство, лежащее между Францией и Священной Римской империей, всячески стремилось к независимости от королей Франции. С другой - именно бургундские герцоги желали играть главную роль в собственно французских делах. Один из герцогов даже некоторое время управлял королевством в качестве регента. Но у бургундских герцогов было много и могущественных врагов. А главное, французских королей чем дальше, тем больше тяготила независимость и самоуверенность бургундцев. Сильная Бургундия мешала Франции.

В 1419 г. при встрече дофина Карла и герцога Бургундского Жана герцог был коварно убит. Говорили, что это была месть за произошедшее несколько лет раньше убийство брата короля. Тогда все были уверены, что виновен в преступлении герцог Жан. Как бы то ни было, но с 1419 г. бургундцы видели в королях Франции скорее своих врагов, чем сеньоров, и ждали удобного случая сквитаться за убийство герцога. Ссора так разгорелась, что сильное войско и большой флот Бургундии одно время сражались на стороне англичан в Столетней войне. Но и после окончания войны какие только интриги не плели друг против друга французские короли и бургундские герцоги. Да и оружие нередко шло в ход.

Причин для взаимного недовольства было довольно. Французские короли из века в век собирали под своей властью французские земли, а бургундский герцог Карл Смелый рвался провозгласить свои владения самостоятельным королевством. Более того, в мечтах Карл видел себя уже не только бургундским королем, но и германским императором! Если Карл получит императорскую корону, уж он-то найдет способ окончательно посрамить своего исконного врага - коварного и скупого короля Людовика XI. А потом император (он же бургундский король) Карл во главе воинства всего христианского мира отправится в Крестовый поход освобождать Иерусалим.


Владения бургундского герцого Карла Смелого

Со все большим беспокойством следил Людовик XI за тем, как Карл Смелый ведет переговоры с германским императором, как готовится выдать единственную дочь и наследницу за его сына.

История 6 класс «Средние века»

Тема: Сеньоры и вассалы

Цели:

    Образовательные

    дать представление о формировании феодального общества

    показать основные признаки феодального общества

    сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры

    Развивающие

    продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в группах

    Воспитательные

    воспитывать культуру делового общения

Задачи урока:

    охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;

    развивать умения работы с текстом параграфа, иллюстрациями, выделять основную мысль автора, уметь оценивать её;

    формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.

Основные понятия: сеньор, вассал, феодал, рыцарь

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: урок-игра

Оборудование : учебник «История Средних веков»

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя

II. Проверка домашнего задания

Мы закончили изучать Раннее Средневековье. И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху.

Работа в группах

Сейчас проведем блиц-опрос (за каждый правильный ответ- 1 балл), вопросы по очереди задаются каждой группе):

    Главная церковь в средневековом городе. (Собор)

    Повинность в пользу церкви. (Десятина)

    Человек, обязанный нести военную службу за землю. (Вассал)

    Как называли людей, исповедующих ислам? (Мусульмане)

    Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов. (Артур)

    Духовное лицо. (Епископ, дьякон, аббат)

    Название религии арабов. (Ислам)

    Группа людей, имеющих закрепленные законом права и обязанности, передаваемые по наследству. (Сословие)

    Священный город мусульман. (Мекка)

    Хозяйство, в котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное хозяйство)

    Как назвали человека, выступавшего против учения католической церкви в период Средневековья? (Еретик)

    Область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением. (Политика)

    Город в Палестине. (Иерусалим)

    Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина)

    Название одного из германских племен. (Франки)

    Рядовой член общины монастыря. (Монах)

    Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде. (Ремесло)

    Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота. (Алхимия)

    Начальник монастыря. (Аббат)

    Укрепленное место, поселение ремесленников и купцов. (Город)

    Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла. (Мозаика)

    Часть общинной земли, принадлежащая отдельной земле. (Надел)

    Государство арабов. (Халифат)

    Лженаука о предсказании будущего по расположению звезд. (Астрология)

III.Объяснение нового материала учителем:

Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, цели. Учащиеся распределены на две группы.

Какой период принято называть расцветом средневековья? (XI- середина XIV в.в.)

После Великого переселения народов окрепла власть королей и членов их дружин. Имущественное первенство вело к разрыву племенных связей, и знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Могущественный сосед становился теперь сеньором крестьянина, а крестьянин зависимым.

Все общество делилось на три сословия:

Общество в период Средневековья

Сословие молящихся- духовенство

Сословие воюющих- воины феодалы

Сословие работающих- зависимы крестьяне

При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого?

Вспомните, в чём заключались основные черты реформ Карла Мартелла во Франции, Альфреда Великого в Англии, Генриха I в Германии? Что общего в этих реформах?

(Из-за военных угроз правители старались создавать конное войско, крестьяне не могли заниматься военным делом, постепенно попадали в зависимость от владельцев земли).

Объяснение и запись понятий в тетрадь

Сословия – большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности, передающиеся по наследству.

Вассалите́т - система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).

Сеньор- с латинского «старший»: феодал, земельный собственник

Вассал - владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями. (службой в войсках) сюзерену, т.е. тому кому пренадлежала вся земля.

Зависимые крестьяне – крестьяне, имевшие свою землю, но выполняющие повинности в пользу сеньора.

Феодал - землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).

Среди феодалов были старшие, дававшие землю и младшие, несшие службу.

Старших по положению феодалов называли сеньорами.

Феодалов, находившихся в подчинении у сеньоров, называли вассалами.

Вассалы давали клятву сеньору (читает заранее подготовленный ученик)

«Клянусь честью не делать того, что ниже перечислено и желаю тем самым заслужить твою милость:

Никогда не поднимать руку на тебя и твоих родичей;

Всегда защищать тебя от врагов твоих, коих немало;

Никогда не покушаться на твои богатства;

Никогда не действовать против тебя советом и оружием, кроме тех случаев, когда буду выполнять свой долг перед сеньором, которому обещал клятвенно верность;

Не причинять достоинству и чести твоей никакого вреда;

Приходить на помощь по первому зову со своими рыцарями».

Отношение старшинства и подчинения складывались подобно лестнице - одни феодалы находились на более высоких ступеньках, т.е. имели больше власти и богатства, чем другие.

По отношению к крестьянам все феодалы были сеньорами. Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (на доске слайд)

Феодальная лестница

Король

Герцоги и графы

Бароны

Рыцари

По каким же признакам можно определить феодализм? (вопрос к классу)

Проверим ответ (на доске слайд)

Признаки феодализма

    Собственность на землю находится в руках феодалов

    Крестьяне находятся в зависимости у феодалов и должны на них работать

Кто такие рыцари?

Поисковая работа

Найти в словаре определение слова рыцарь и записать в тетрадь

Ры́царь - средневековый дворянский почётный титул в Европе.Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Послушайте отрывок из средневековой поэмы и определите, каким видом деятельности занимались рыцари?

Широкий круг расчищен там.

Народ стоит по сторонам.

Участники игры лихой,

Яря коней, стремятся в бой,

Сшибаясь, копья их сверкают,

Щиты с размаху пробивают

И сами зубрятся и гнутся-

Упорно всадники дерутся!

Сломала седла их игра,

Обоим спешится пора.

Вот падают они с коней,

И мчатся те в простор полей.

Но снова оба на ногах.

Нет пользы в копьях, стременах.

Нужны помощники иные-

В руках у них мечи стальные,

И пыл в сердцах все столь же яркий;

По шлемам сыпятся удары,

И не жалеет сталь меча

Ни шеи крепкой, ни плеча…

Работа в группах. Самостоятельная работа с учебником

    Прочитайте самостоятельно и подготовьте ответы на вопросы, записанные на доске

«Война как образ жизни»

    Кто мог стать рыцарем?

    Сколько весили доспехи средневекового рыцаря?

«Мир турниров и гербов»

    Чем занимались рыцари в свободное время?

    Что являлось отличительным знаком каждого рыцаря?

    Поисковая работа

    Найдите в словаре определение слов: турнир , герб записать в тетрадь

Вопросы к классу:

    Как вы считаете, что было главным в подготовке и воспитании рыцаря?

Рыцари проживали в неприступных каменных замках. В замках расцветала рыцарская культура - совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Рыцарь подчинялся определенным правилам поведения (кодекс рыцарской чести).

По отношению к простолюдинам и горожанам эти правила не соблюдались.

    Каково было место и обязанности рыцарства в обществе?

IV. Закрепление нового материала.

Работа в группах

Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, выполним тесты. «5» бонусов получает тот, кто все выполнит без ошибок. Ответы сверяем с ответами на доске. Побеждает та команда, у которой больше бонусов.

1. Расцветом Средневековья считается период … веков:

4) XI- XIV

2.Знатный владелец крупного участка земли назывался:

1) магнатом

3) рыцарем

2) вассалом

4) герольдом

3.Стремясь получить защиту и покровительство, крестьянин попадал в зависимость к:

1) сословию

3) сеньору

2)донжону

4.Третье сословие состояло из:

1) рыцарей

3) монахов

2) епископов

4) крестьян

5.К сословию молящихся относились:

1) аббаты

3) ремесленники

2)магнаты

4) крестьяне

6.К сословию воюющих относились:

1) ремесленники- оружейники

3) бароны

2) епископы

7.Рыцарь, получавший за свою службу землю и зависимых крестьян, именовался:

1) вассалом

3) оруженосцем

2) крестоносцем

4) трувером

8.Порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему, получил название «феодальная (ое):

1) сословие»

3) зависимость»

2) общество»

4) лестница»

9.Главным занятием рыцаря считалось:

1) управление зависимыми крестьянами

3) служение богу

2) строительство замка

4) военное дело

10.Основное оружие рыцаря:

1) лук и стрелы

3) боевой топор

2) меч и копье

V. Рефлексия

Складываем бонусы тесты. Побеждает команда, набравшая больше бонусов.

Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого? (Обсуждаются ответы учеников. )

Какие основные сословия сформировались в Европе?

Кого в средневековье называли рыцарем и кого можно назвать рыцарем в наши дни? Какими качествами должен обладать современный рыцарь?

Если бы вы были рыцарем, какой бы герб вы себе взяли?

Нарисуйте герб вышей фамилии дома.

Подводятся итоги работы на уроке.

6. Домашнее задание – записи в тетради. Нарисовать рыцарский герб и объяснить его значение.

Что такое вассал или кто? Как они появились и какими правами обладали? История этого вопроса уходит своими корнями глубоко в века. Разберемся во всем по порядку.

История появления вассалов

Еще задолго до Средневековья, в европейских странах и Азии, стали появляться особые взаимоотношения между людьми состоятельными и не очень. Почти любому сеньору или господину, который имел богатства, земли, и поместья, можно было дать присягу и стать его подданным. Также были вассалы короля.

Что означало это слово? По сути, это был слуга. Человек, который становился вассалом богатого сеньора, должен был ему прислуживать. У него обязательно появлялись какие-то обязанности, он должен был сопровождать господина в сражениях, поездках и боях. Если господину угрожала опасность, вассал обязан был прикрыть его, а если нужно, даже умереть за него.

Между подданными и их сеньорами складывалась особая форма доверительных, дружеских отношений, при которых господин всячески покровительствовал своему слуге. И если было нужно, оказывал какую-либо услугу или помощь.

Посвящение в вассалы или церемония Оммаж

Чтобы стать вассалом, нужно было пройти специальный обряд посвящения. Как он происходил?

Воин, или любой другой человек, желающий получить статус вассала, должен был прийти к господину с непокрытой головой, оставив все оружие дома. Он вставал на колени, вкладывал свою руку в руки сеньора и изъявлял свое желание вступить на службу к нему. После этого, если господин был согласен принять этого человека в вассалы, то он поднимал его с колен и целовал в губы.

С вопросом, что такое «вассал», разобрались. Теперь, поговорим о правах и обязанностях сторон.

Права вассала

Наряду с обязанностями у человека, давшего присягу господину, появлялись разного рода привилегии и права.

Во-первых, вассал мог получить от господина поместье в личное пользование. Это было своего рода вознаграждением за верность. Поместье не переходило в собственность слуги, а оставалось во владении хозяина.

Во-вторых, вассал имел право передать в наследство свои титулы и статусы своим сыновьям. Вручить в собственность поместье своим детям он не мог, но мог отдать право пользования. Для осуществления этого процесса дети вассала должны были дать присягу господину, в собственности которого было поместье. И право это было пожизненным, для конкретного человека.

В-третьих, слуга мог рассчитывать на определенную материальную поддержку господина. Также, в случае несогласия с сеньором, вассалы имели право восстать против него.

Обязанности

Что такое вассал обязывался делать? После получения в пользование поместья, слуга обещал заботиться о нем, своевременно ремонтировать. Нельзя ему было сокращать площадь поместья. Нужно было защищать от воров и бережно относиться к имуществу господина, не претендовать на то, что слуге не полагается.

Сеньоры и вассалы должны были проявлять взаимное уважение, не оскорблять и не покушаться на жизнь друг друга.

Одно время подданные должны были скидываться деньгами на каждое день рождения дочери господина. Конечно же, было много несогласных, ведь у разных господ были разные запросы в финансовом и материальном плане. Одни довольствовались небольшими суммами, другие требовали с вассалов больших денег, которые были не у всех. Со временем подданные отстояли свое право скидываться для дочерей господ лишь единожды.

Вассал имел право отвергнуть сеньора и порвать с ним договор, если тот соблазнил его дочь или, например, жену. В этом случае поместье все равно оставалось в пользовании слуги.

Права господина

Теперь, поговорим о правах господствующей стороны. Когда сеньор принимал на службу нового вассала, он имел право на получение от него платы за свое размещение, и за то, что тот получит во владение поместье.

Иногда, вместо жилья, в пользование передавался другой феод, какая-то иная недвижимость или имущество. Согласно обычаю, вассал отдавал за это золото, копье, перчатки. Иногда сеньор требовал коня или определенную денежную сумму. Порой она была равна годовому доходу несчастного подданного.

При заключении договора между слугой и сеньором оговаривался такой пункт, как «помощь в четырех случаях». Иногда этих причин могло было быть больше.

Что такое вассал должен был делать? А вот что. Если у господина были какие-либо долги или большие расходы, он имел право собрать столько денег, сколько ему было нужно со всех своих вассалов. Если вдруг дочь сеньора выходила замуж, часть денежных средств или полная сумма, опять же собиралась с подданных. Если сын господина проходил посвящение в рыцари, вновь можно было просить слуг об оплате расходов.

Когда сеньор ехал куда-то со своими рыцарями или семьей, он мог потребовать вассала предоставить помещение в своем поместье, питье и пищу для всех членов «команды».

Как обстоял вопрос наследования феода у женщин

С вассалами-мужчинами вопрос о наследстве рассмотрен выше. А как же обстояли дела, если звание и право пользования феодом унаследовала дочь или жена слуги?

До определенного времени представительницы прекрасного пола не могли давать присягу, становиться вассалами и получать во владение феод. Но время не стояло на месте, и постепенно женский пол получил такое право.

Женщина-вассал не могла выйти замуж без разрешения господина. В некоторых странах, даже был такой обычай, когда сеньор показывал двух или трех рыцарей, между которыми девушка должна была выбрать. И это была ее единственная возможность.

Если вассал был не согласен с господином, не исполнял его волю, происходило отречение от сеньора. Подданный терял земли и все свои права.

Если наследовал феод малолетний ребенок вассала, то сеньор брал над ним опекунство до 18 лет. В этом случае, после совершеннолетия, наследник обязан был присягнуть на службу к господину и продолжить работать на его благо.

Феодальная Европа – это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, – сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода ..

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, – феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии .), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда – периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену . – это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов – от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

Сеньория: обстановка повседневной жизни

Сеньорией называлась совокупность земель, на которых сеньор, каковы бы ни были его состояние и могущество, реализовывал права собственности и суверенитета. Она служила основной политической и экономической единицей общества, практически полностью сельскохозяйственного. Сеньория могла иметь разные формы и размеры: типичная сеньория представляла собой округ, подчиненный сеньору, не очень большой, но достаточный, чтобы включать в себя несколько деревень, укрепленный замок и феоды, необходимые для содержания собственного войска.

Герцогства, графства и большие церковные феоды также разделялись на некоторое число округов, подчиненных сеньору. Для феодальной географии характерна крайняя раздробленность, поскольку сеньории редко бывали цельными из-за существования множества способов их получения (наследование, подарок, покупка, завоевание), а кроме того, из-за необходимости самим производить все, в чем была нужда. Междоусобные войны часто возникали по причине того, что какой-нибудь сеньор желал путем присоединения территории соседа объединить в одно целое два своих разрозненных владения.

В целом, без учета небольших феодов, предоставленных сеньором своим вассалам, сеньория делилась на две части: землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян, и господскую землю, на которой велось хозяйство феодала. Первая – это маленькие участки земли, предоставляемые сеньором крестьянам в обмен на часть их продукции (в зависимости от случая, выплачиваемую натурой или деньгами, и в разных местах по-разному), и всякого рода отработки на его земле: то есть барщину (сюда входили пахота, сенокос, сбор винограда, различные перевозки). Господской землей называлось владение, непосредственно используемое сеньором. Оно включало в себя: замок и подсобные помещения (пристройки, службы), пахотные земли, возделываемые домашними слугами или крестьянами, состоявшими на барщине, пастбища, леса и реки. Водами и лесом более или менее свободно могли пользоваться все жители сеньории.

На всей территории сеньории сеньор представлял государственную власть: он вершил правосудие, выполнял полицейские функции, обеспечивал военную защиту. Помимо политической власти, он обладал еще и экономической, связанной с его положением собственника. Он взимал налоги на все виды товарообмена (мостовые, ярмарочные, рыночные пошлины); а также владел несколькими производственными мастерскими и сооружениями (кузницей, мельницей, прессом для винограда, пекарней), ими должны были пользоваться все жители, которые, соответственно, платили определенный налог. Эта монополия, называемая «баналитетом», распространялась даже на животных: в хозяйстве некоторых сеньоров имелся бык или хряк, к которому крестьяне обязывались приводить своих коров или свиней под страхом подвергнуться высокому штрафу.

Сервы и вилланы

Крестьяне, которым предоставляли наделы, юридически делились на две группы: вилланы . И сервы .

Вилланы имели полную личную свободу; политически зависимые от сеньора, они могли свободно передвигаться, жить, где хочется, и даже иногда менять сеньорию. Серв, напротив, был прикреплен к своему наделу, неправоспособен и обременен повинностями. Он платил налоги более тяжелые, нежели виллан; не мог свидетельствовать на суде против свободного человека, стать священником и в полной мере пользоваться общественными благами. Однако его положение не имело ничего общего с положением раба в античности: он пользовался некоторыми юридическими правами и мог владеть наследственным имуществом; сеньор, защищавший и покровительствующий ему, не имел права ни побить, ни убить, ни продать серва.

В некоторых областях (в Бретани, Нормандии, Анжу) крепостное право встречается редко, в других же, наоборот, почти все крестьянское население состояло из сервов (Шампань, Ниверне). Кроме того, подневольное положение крестьян различалось в зависимости от того, где они жили, – в феоде или сеньории. Как правило, в конце XII века разница между свободными и зависимыми крестьянами ощущалась слабо. Сервы и вилланы вели одинаковую повседневную жизнь, и существовала тенденция к их объединению в одну социальную категорию с определенными ограничениями и обязательствами, присущими поначалу только сервам: таковы, например, «фор-марьяж» – специальный налог, выплачиваемый крестьянином за женитьбу на женщине из другой сеньории, или «менморт» (право «мертвой руки»), который следовало выплатить за право наследовать имущество и землю родственников. Так что разница – скорее экономическая, чем юридическая.