Красота природы в русской литературе. "Человек и природа в произведениях литературы". Урок-размышление. «Прекрасны вы, поля земли родной» Лермонтов

Тема природы в литературе современных отечественных писателей.

О, как природа мать

Терпима и добра!

Но чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях тигра.

(Н. Старшинов)

«Любовь к родной природе один из важнейших признаков любви к своей стране…». Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласиться с ним?

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую лирику природы», пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранении и приумножении её богатств.

Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять её, превратив в рабыню, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Однако наша промышленность порой нарушает священный естественный союз земли, воды, неба и человека. Отсюда и исходит глобальная проблема современности – экологическая. Проблемы, проблемы… от них не уйти. Вопросы экологии остры сегодня. Ещё острее они могут вставать завтра.

Говоря о природе, мы часто употребляем слова «окружающая среда». Но ведь это такая бездушная, казённая фраза. Про природу так говорить нельзя. Она наша святыня. А мы замахнулись на эту красоту. И как только рука поднялась? Осознание серьёзности экологической проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не сжечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

И писатели подняли свой голос в защиту природы. Авторы в своих произведениях утверждают высшие человеческие ценности: нравственность, духовность, благородство . Их волнуют проблемы: человек и земля, человек и судьбы природы.

Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость сразу после войны, когда всё было подчинено одному восстановлению жизни, обратился к своим читателям, ко всему народу с призывом бережно, рачительно относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне, не губить то, что служит верную службу многим поколениям.

Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую экологическую проблему, которая получила дальнейшее развитие в литературе.

Вслед за ним многие писатели: О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев, Ч. Айтматов с особой силой выразили тот художественный взгляд на мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное, всё время взаимодействующее и взаимопроникающее, доказали, что экологическая проблема составляет единое с нравственной проблемой. Это такие произведения, как «Прощание с матёрой» В. Распутина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев, «Царь - рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова.

Эти книги прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных, значимых. О них спорят учёные. Над ними думают проектировщики. Их решают хозяйственники. Проблемы серьёзные, всеобщие, народного масштаба: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в покорении природы. Эти вопросы ставит сама жизнь. Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя спасти и обогатить красоту природы? Эта проблема не только экологическая, но и нравственная. Осознание её серьёзности необходимо каждому. Поэтому и В. Распутин в произведении «Прощание с Матёрой» передаёт свою тревогу. Писатель предостерегает против дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведённый ею порядок с целью оперативного улучшения упрощения приручения. Но ещё важнее, что писатель говорит необходимости осторожного обращения с самим человеком, его судьбой и укладом жизни. Не потому ли истинный художник начинает свою защиту любых ценностей с живого мира, с человека?.

И. Б. Васильев, защищая природу, начал именно с него. Главный герой его романа «Не стреляйте в белых лебедей» - Егор Полушкин неудачник и бедолага, блаженный и юродивый в глазах большинства

своих земляков. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий, поэтичный характер героя источник всех его несчастий и неудач. Егор цельный и,несомненно, духовно сильный человек, абсолютно ясный,

безукоризненно честный и искренний. На страницах романа действует и другой герой, противопоставленный Егору, - Фёдор Бурьянов. Он взрастил достойного преемника, сына Вовку, отрока с хищническими и садистскими наклонностями, по всем статьям антипода «Чистоглазого» Коли сына Егора. Потребительская философия жизни Бурьяновых проста и однозначна. Пронизана мелочным практицизмом, холодной жестокостью. Бурьянов расправляется с Егором с такой же звериной жестокостью. С какой он методично избавляется от состарившихся собак. Слёзы Бурьянова после встречи с умирающим Егором скорее всего чистейший акт лицедейства. Писатель чётко выдерживает психологический рисунок характера Бурьянова, вскользь упоминая в эпилоге, что Пальму, несмотря на просьбу Егора, всё-таки Федор Ипатович пристрелил. Не мог не пристрелить. Слишком ненавистна стала Бурьянову собака зловещим напоминанием о совершенном преступлении. Да, Егор Полушкин погибает на посту, как положено «старшему сыну» природы, защищая дело всей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: « А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь, ей природе-то. Не царь, вредно это царём – то зваться. Сын он её, старший сыночек! Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!» Егор с болью видит неблагополучие, трагедию края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях находится с ней. И ещё Егор знает, что надо делать. Не только знает, но и делает, оберегая и приближая природу к людям, так как глубоко уверен, что бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты и радости. Именно всё это писатель утверждает в своём романе.

Другой важной современной книгой является роман В. Астафьева «Царь-рыба». Два могучих человеческих чувства составляют основу книги, суть авторского отношения к жизни, им изображаемой: любовь и боль. Боль, временами переходящую в стыд или гнев по отношению к тому, что насилует эту жизнь, калечит, уродует её. Сам предмет художественного исследования люди, труженики, населяющие Сибирь, и первозданная сибирская природа.

Читая книгу, мы видим сибирскую природу с её неземными богатствами, со всей щедростью, однако подчас и жестокостью тайги. Не уходят из души и памяти открытые нам писателем населяющие тайгу, сформированные ею характеры, и прежде всего «сельдюк» Аким, главный герой книги, его бессчастная, беззаботная, непутёвая и такая счастливая девочка мать, охотники и рыбаки с берегов Енисея.

Читая рассказ за рассказом, мы погружаемся в жизнь, ни на что не похожую. Жизнь в чём-то дикую, многотрудную и опасную, исполненную высокого и низкого, прекрасного и ужасного, ибо редко где человеку противостоит природа столь же суровая и неприступная, как в тех местах. Мы встречаемся со своеобразными человеческими характерами и чрезвычайными, исключительно жизненными обстоятельствами, требующими от человека немало мужества и жизненной силы, умения выкладываться до конца. В этих характерах того же Акимки, его матери, народившей в посёлке Боганиде дюжину ребят от заезжих рыбаков, рыбоприёмщика Киряги деревяги, потерявшего на фронте не только ногу, но и возможность иметь детей, местных рыбаков командора или его брата Игнатьича, едва не ушедшего ко дну вместе с царь-рыбой, огромным осетром, попавшем к нему на крючок, - есть что-то природно библейское, мифологиеское, идущее от глубиннейших первородных связей с матушкой землёй, с тяжким но благодетельным рыбацким, охотничьим, земледельческим трудом на ней. Простодушные северные люди здесь живут и существуют рядом с арестантами. Даже самые отпетые из них способны на сердечное высветление, приходящее к человеку, который делает добро….

Эта способность делать добро поднимает порой героев, как это случилось с охотником и рыбаком Акимкой, до подвига самопожертвования в тайге. Их человеческие качества и определяют ту нравственную стойкость, устойчивость, которая с такой силой проявилась в годы войны. Чёрно-белым контрастом рисует писатель характеры, утратившие эту нравственность стойкость в хищническом своём эгоизме, потерявшие связь с народом и землёй. «Царь-рыба» В. Астафьева полна боли и негодования против браконьерства по отношению к природе во всех видах и формах его проявления. Но ещё больший ущерб природе наносит бездумное хозяйничанье на ней, стремление «заарканить» природу во что бы то ни стало. Уже этим одним «Царь-рыба» - вещь очень современная.

Главная забота и тревога, главная проблема писателя человек. Тот человек, который ему дорог и близок, которого он знал по годам детства и отрочества, которого он встретил в своей недавней поездке по родным местам. «Переменилась моя родная Сибирь, и всё переменилось, - заключает повествование писатель. Всё течёт, всё изменяется! Так и было, так есть. Так будет!» выдержит ли испытание переменами не только сибирская природа, но и возросший на её лоне простодушный северный человек?

Вопрос этот оставлен в книге без ответа, он открыт, ибо ответ на него в силах дать только жизнь. Но он поставлен, сформулирован, потому что тревожит писателя. Слишком уж круты перемены. Так в чём же тревога, беспокойство, вопрос?... что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?» - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, гуманистические ценности трудовой народной нравственности, которые, несмотря ни на какие испытания, делали Акимок людьми, как, приобретя новые, не распространить старое. Как сделать так, чтобы человек и внутренне соответствовал этим внешним переменам, чтобы его нравственность не поддавалась духовному браконьерству, чтобы человеческую совесть не оттеснил дух собственничества и стяжательства, умело использующий в своих делах даже технический прогресс.

Мы обязаны знать самое главное: Воздух отец, Вода мать. Земля дом. Роса национальное богатство. Мир природы таит в себе дух возмездия. В книгах оно бьётся страданием царь-рыбы, лесом, Матёрой, израненным человеком. С подлинным мастерством писатели исследуют тончайшие связи человека и природы, с тревогой и болью.

Я считаю, что при всей грандиозности природы всюду должна быть видна разумная рука человека. Каждый из нас должен помнить, что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…»

Много о природе говорится в поэзии. У Есенина главная стихия творчества – природа. Многие стихи раннего Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своём прошлом, настоящем и будущем. Подобно человеку она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.

Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной

поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевлённых предметов, - отмечает А. Афанасьев, - всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья». Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие.

«Всё от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь.»

Очеловеченные образы деревьев обрастают «Портретными» подробностями: у берёзы – стан, бедра, груди. ножка, причёска, подол, косы. У клёна – нога, голова, берёза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах берёза часто служила «майским деревом», символом весны.

В стихотворении «Зелёная причёска»(1918) очеловечивание облика берёзы в творчестве Есенина достигает полного развития. Берёза становится похожей на женщину.

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

В таких стихотворениях, как «Не жалею, не зову, не плачу…»

лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости:

Не жалею, не Зову, не плачу,

Всё пройдет, как с белых яблок дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

«Яблонь дым» - цветение деревьев весной, когда всё вокруг возрождается к новой жизни. Яблоня, яблоки – в народной поэзии это символ молодости, а дым – символ зыбкости, мимолётности. призрачности. В сочетании они означают мимолётность счастья, юности. К этому же значению примыкает и берёза – символ весны. «Страна берёзового ситца» - это страна детства, пора самого прекрасного.

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животными и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира,

Создаёт один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приёму олицетворения. Природа – это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.

Рассказ «Антоновские яблоки» ярко характеризует отношение И. А. Бунина к природе. Писатель возвеличивает русскую природу. Ему удаётся отыскать такие слова, такие средства выражения, что физически ощущается запах медовых яблок, тончайшие краски, порой хрустальная тишина природы.

В рассказе много запахов: «… тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». Ароматы присутствуют везде: «Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала… И вот ещё запах: в саду – костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев». В доме – это запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…» . Даже дедовские книги имеют свой запах. «Словно пахнут эти. Похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами…». В саду грудь «широко дышит резким воздухом зари и запахом озябшего за ночь, обнаженного сада».

А какие дивные краски присутствуют при описании. В чаще садов стоят «коралловые рябины». На ранней заре сад наполнен «лиловым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце». Сучья деревьев «сквозят на бирюзовом небе». Вокруг деревенской дороги « раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зелёные озими». В деревне глубокой осенью дни стоят синеватые, пасмурные.

Своеобразно передана красота звёздного неба. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, «в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар». « а черное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды. Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами… как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Везде слышится чистая хрустальная тишина. «Прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов…» На охоте мчится помещик на лошади. Пока не перевалишься тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную. Хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги».

Из всего сказанного мы видим, что Иван Алексеевич Бунин с такой нежностью и трепетностью относился к природе, что чувствуется его

Бесконечная любовь к самым мельчайшим деталям всего живого. Настолько дорого писателю даже мгновенное впечатление от русских пейзажных картин, что он хочет донести до читателя тончайшие оттенки красок, ароматов и т. д.

Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Эссе

«Тема природы

В произведениях

Современных

Отечественных

Писателей»

Выполнила: Самолётова О. И.


Мир природы в творчестве
русских писателей
А
ц ы 8
а и
р
д
н
а
а
р
д
н
а
с
я № 8
к
и
с
и
е
з
а
е
к
н
л
а
е
с
ч
с
и у
а
л
л
а А
я А
а
и м н
л
и
н
л
о
с
и
В ы п
р
К
Д з
а
к
н
и
л
у
к
с
н
о
к
М О У Г

Цель работы:
0 Проанализировать образ природы в
творчестве А. Пушкина, Ф.Тютчева,
С.Есенина
Задачи проекта:
0 Исследовать выразительные средства языка
в изображении природы;
0 Проанализировать влияние природы на
человека.

Введение
Не одно десятилетие проблемы взаимодействия
природы и человеческого общества волнуют не
только ученых, но и писателей.
В своих произведениях русские писатели
предупреждают о том, к чему может привести
неразумное потребительское отношение к
природе.

Образ природы в творчестве
А. Пушкина
Изображение природы занимает особое
место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт
открыл для читателей удивительные
картины природы средней полосы России,
южного края, красу морских стихий.
Россия была частью жизни поэта. Он
родился, вырос и оставался преданным
её природе всю жизнь.

Особенно ярко это проявляется в
стихотворении «Осень»:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса…

Средства художественной выразительности помогают А.С.
Пушкину в стихотворении «Поэт» создать художественный
образ, а читателя и слушателя привлекают внимание к
высказываниям, раскрыть авторский замысел.
Чтобы сделать произведение более ярким, выразительным,
употребляет слова не в их прямом смысле, а в
переносном значении («но лишь божественный глагол до
слуха чуткого коснется»), использует такие
изобразительные средства, как:
Метафоры («заботы суетного света», «хладный сон).
Олицетворения («лира молчит», «душа вкушает хладный
сон»).
Сравнения («душа поэта встрепенется, как пробудившийся
орел»).
Эпитеты («святая лира», «гордая голова», «широкошумные
дубровы»).

Образ природы в творчестве
Ф. Тютчева
Ф. Тютчев – поэт­философ. Именно с его
именем связано течение философского
романтизма, пришедшее в Россию из
германской литературы. И в своих стихах
Тютчев стремится понять природу,
включив её в систему своих философских
взглядов, превратив в часть своего
внутреннего мира.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,-
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce!..

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году,
относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева.
Оно входит в число пейзажно-философских
произведений поэта. Наряду с изображением леса в
нем нашли отражение философские размышления
поэта о смысле жизни, о том, что можно считать
подлинной жизнью.
Повтор лексемы «ввек» (зелень «ввек не желтеет»),
(«ввек не свежа»).
Олицетворения(«цветем», «блестим»).
Эпитеты(тощая зелень; лёгкое племя; красное лето;
буйные ветры; докучные ветви;) .
Сравнения(тощая зелень, как иглы ежа;).
Метафоры(мы краткое время на сучьях гостим).

Образ природы в творчестве
С. Есенина
С. Есенин – это один из самых знаменитых
певцов русской природы. Жизненный путь
этого поэта был сложным и недолгим.
Ему пришлось пережить немало огорчений,
испытать радость творческих взлётов и
боль падений. «Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок!» – с грустью
признавался поэт.

Вся красота родного края позже отразилась в
его стихотворениях, полных любви к русской
земле:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, ­
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Стихотворение «Темна ноченька, не спится…» рисует простую деревенскую
жизнь. Представляется лирический герой, который, то любуется природой,
то восхищается возлюбленной, то желает «увести её вплоть до маковой
зари». Важно, что автор рисует природу для отражения внутреннего
состояния героя. В стихотворении употребляются:
эпитеты («темна ноченька», «пенные струи», «лунные перья», «лес
зелёный», «шелковы купыри», «маковая заря»),
метафоры («распоясала зарница поясок», «лунные перья серебра»),
аллегория («фата» - символ чистоты, нежности и невинности)
метонимия («моё сердечко» - возлюбленная лирического героя);
эмоционально-экспрессивная лексика («ноченька», «речка», «лужок»,
«поясок», «свечка», «сердечко»);
архаизмы («гусляр», «гусли», «плясать», «терем»).
Также встречается цветовая лексика («темна ноченька», «в перьях
серебра», «терем тёмный», «лес зелёный»).
Следует отметить, что в стихотворении представляются стилистические
фигуры:
риторическое обращение («выходи, моё сердечко»),
градация («залюбуюсь, загляжусь ли»)
инверсия («Темна ноченька, не спится, выйду к речке на лужок»;
«Распоясала зарница в пенных струях поясок»; «На бугре береза-свечка в
лунных перьях серебра»; «Выходи, мое сердечко, слушать песни гусляра»; «В
терем темный, в лес зеленый, на шелковы купыри, уведу тебя под склоны
вплоть до маковой зари»).

«СТУПЕНЬКИ В МИР ПРИРОДЫ» « Родная природа в произведениях русских писателей»

МКОУ «Очкуровская СОШ»


  • Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Человек считает себя хозяином на планете. Но разумно ли он к ней относится?
  • С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе называется «экология».
  • Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.


«Родная природа в произведениях русских писателей» (для детей младшего и среднего возраста)


  • Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется - природа. Давайте же всегда ее беречь!

Михаил Пляцковский


Виталий Бианки Лесная газета. Сказки и рассказы

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца.


Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказки и рассказы

  • Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Константин Паустовский Заячьи лапы. Рассказы и сказки

  • Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.
  • Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Михаил Пришвин Кладовая солнца. Рассказы о природе

  • Михаил Пришвин охотник и путешественник. Он оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях. Короткие рассказы о природе, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса.

Георгий Скребицкий Лесное эхо. Неведомые тропы

  • Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.
  • В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Вера Чаплина «Мои питомцы»

  • В книге «Мои питомцы» рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя. Рассказы полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. В книге рассказывается о трогательной дружбе ребят с домашними и прирученными дикими животными .

Евгений Чарушин

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. Произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа.


Ольга Васильевна Перовская Ребята и зверята

  • Ольга Васильевна Перовская - автор нескольких книг для детей Ее лучшее произведение "Ребята и зверята" оказало большое влияние на развитие детской литературы. В книгу вошли рассказы о дружбе ребят с животными, спокойно и плавно повествует о обычных на первый взгляд, но столь важных для детей моментах их жизни. . Рассказы писательницы отличает искренность, легкость.

Николай Сладков Лесные сказки

Милые и трогательные истории о лесных животных с замечательными, красочными иллюстрациями. Вместе с героями этой книжки, смешными и добрыми зверушками, ребенок отправится в чудесное путешествие по волшебному миру сказки. Хотите вместо душной городской квартиры очутиться в настоящем лесу? Достаточно дойти до книжной полки, взять любимую книгу, устроиться в уютном уголке и… вы уже там. В лесу вам откроется немало интересного!


Дорогие ребята!

  • Вряд ли найдется сегодня человек, которому пришлось бы доказывать, что природу необходимо беречь. Борясь за сохранение животного мира и природы в целом, мы бессознательно или осознанно отстаиваем все лучшее, что есть в нас. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

Берегите природу!



Список используемой литературы:

  • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.2.-М.: Школьная библиотека,2006.-256с.
  • Сохраним планету голубой и зеленой: Вып.5.-Волгоградская областная универсальная научная библиотека им.М.Горького,1998.
  • Библиотечные уроки.Выпуск 2. Обучение школьников основам ББЗ.1-11 классы/М.:Глобус,Волгоград:Панорама,2007.
  • Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Библиограф. справочник.- РШБА,2007.-492с.,илл.

Окружающий мир всегда вдохновлял деятелей искусства на создание замечательных произведений, которые до сих пор греют душу читателя и развивают его воображение. Приятно окунуться в родные пейзажи и почувствовать самобытную прелесть изображенного времени года. Не случайно многие русские поэты затрагивали тему природы, зная, что таким путем наверняка доберутся до потаенных глубин человеческого сознания, вырвут людей из порочного круга суеты и рутины, дадут им желаемый отдых, необходимое пространство для раздумий и эмоциональную разрядку.

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном
Час тоски невыразимой!
Всё во мне, и я во всем!

В данном стихотворении Тютчев описывает отношение человека к природе, используя несколько художественных приёмов. Во-первых, это параллелизм и олицетворение — люди и окружающий мир очень похожи, они существуют рядом друг с другом, а потому пейзажи автор наделяет человеческими качествами, как бы уподобляя их сознательному существу. Во-вторых, во всех своих произведениях поэт ищет спасение человеческой души в слиянии естеством, тем самым уничтожая греховную и двойственную сущность личности, обреченной жить по общественным канонам: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». При этом полноценное счастье он и видит в возможности увидеть мир «глазами» неиспорченных существ.

«Пришла, — и тает все вокруг» Фет

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.

Фет в своих стихах наделяет природу качествами человека, часто использует литературный приме «олицетворение». Особенностью данного произведения является тот факт, что на протяжении всего текста автор не называет его главную героиню. Однако мы можем догадаться, что речь идёт о весне. Но все эпитеты, использованные поэтом, можно приписать и женщине — например, возлюбленная лирического героя «пришла, — и тает всё вокруг, всё жаждет жизни отдаваться». Таким образом, произведение приобретает метафорический характер, и это отличительная черта фетовской лирики – весь текст построен на ассоциативности и суггестивности. С одной стороны, он повествует о времени года, но, с другой стороны, читатель может найти в нем отсылки к отношениям между людьми.

«Прекрасны вы, поля земли родной» Лермонтов

Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег летучий серебристый
И для страны порочной — слишком чистый
Не веселит мне сердца никогда.

Для Лермонтова природа входит в понимание родины. Вместе с ее описанием он пытается показать отличительные черты России, ее характер, мысли и чувства ее жителей: «И так она свежа, и так родня с душой, как будто создана лишь для свободы…». Это произведение схоже с другими образчиками гражданской лирики Лермонтова, где поэт повествует о русском пейзаже, но при этом отражает нынешнее состояние политической ситуации в России. Для него природа неразрывно связана с патриотизмом, любовь к стране сочетается с осознанием ее самобытной красоты. Он был тонким ценителем прелести видов, ведь всерьез увлекался живописью.

«Природа» Мережковский

Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи,
И звезды все так же сияют,
О том же поют соловьи.

Для Мережковского природа — это окружающий нас мир, находящийся в неизменном состоянии. Поля, степь, туман, звезды — все это существовало до нас и будет существовать после. По мнению автора, он никак не связан с человеком, его душевными переживаниями. В отличие от других творцов, поэт не использует прием олицетворения и не уподобляет стихии и времена года чувствам и эмоциям людей. Напротив, он выделяет мир цивилизации, который подвержен внешним и внутренним изменениям, развитию, и природу, которая сохраняет свое первозданное состояние.

«Вечер» Гиппиус

Как никогда, я чувствую - я твой,
О милая и строгая природа!
Живу в тебе, потом умру с тобой…
В душе моей покорность - и свобода.

Стихотворение Гиппиус состоит из описания мира, который окружает лирическую героиню. Мы можем чётко представить себе природу, изображенную в тексте: «Июльская гроза, шумя, прошла. И тучи уплывают полосою». Но главная задача для поэтессы — передать душевное состояние женщины через воссоздание пейзажа, с помощью использованных эпитетов и олицетворений мы можем лучше понять ее чувства. Начиная знакомство с произведением, мы видим красочную зарисовку весеннего дня, но углубившись в текст и проанализировав его, мы понимаем, что на первый план выходит взаимосвязь между стихией и переживаниями субъекта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Писатели о природе

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

В школе тоже появился такой предмет “ Экология”. В самостоятельную науку она выделилась совсем недавно. Она относится к блоку биологических дисциплин. Но значение этого предмета в школе очень велико. Если на уроках биологии дети в основном узнают строение растений и животных, их эволюцию. То экологическая дисциплина показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир. Экология рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Конечно же, преподавание экологии неразрывно связано с биологией, да и во многих школах этот предмет пока не выделился в самостоятельный. Но тем не менее “Экология” уже существует не только как наука, но и как предмет школьного цикла.

Если посмотреть в целом, то “Экология” - это предмет “черного” цвета. Очень многое написано в черных тонах, хотя это наша реальность, то, что заслужил человек. Благодаря своему “разуму”. Но в школе преподавание экологии не стоит вести только с пессимистической точки зрения. Ученикам нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Если на уроках давать только сухие факты и цифры, это может скоро наскучить, в сознании детей будет мысль о том, что сделать уже ничего нельзя, остается ждать только неизбежного. Но нужно говорить учащимся о том, что пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом могут помочь наши и зарубежные авторы, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни. Расскажем о некоторых из таких авторов.

Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он прежде всего наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения и ни в чем не уступают книгам А. Брэма или Дж. Даррела.

Современные экологи могут только позавидовать богатству, точности и выразительности приводимых им материалов. В “Записках Ружейного охотника Оренбургской губернии”, “Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах” он дал подробные характеристики классификации болот (“чистые, сухие, мокрые”), текучих вод, озер, прудов, степей, лесов, животных. Здесь же показано, как в результате измерения человеком естественных угодий исчезают ранее многочисленные животные. Аксаков привлек внимание читателей к тому, что под влиянием загрязнений водоемов в них изменяется видовой состав рыб. Такие же закономерности он отмечал и в отношении грибов. При этом Аксаков подчеркивал, что эти процессы постоянно изменяются, сказываются на хозяйстве человека. Например, состояние степей, их растительности отражается на вкусовых и лечебных качествах кумыса.

Обширны наблюдения Аксакова по биологии отдельных видов. Он приводит не только экологические характеристики животных, но и сведения по их численности, экономическому значению, сезонным и суточным ритмам жизни, миграциям.

Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают почвы от палящих солнечных лучей и иссушающих ветров. Аксаков возмущался фактами расхищения, уничтожения природы, ненавидел все виды браконьерства, например охоту на тетеревов с чучелами и на зайцев во время половодья. Он считал. Что “это не охота, а промысел”. Аксаков прежде всего был пытливым ученым. Его характеристики животного мира позволяют назвать их автора одним из первых русских фаунистов. Поэтому, отец русской экологии К.Ф. Рулье считал книги Аксакова серьезным вкладом в науку.

Благосклонов Константин Николаевич (1910-1958) – ученый-орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, специалист по охране природы, инициатор и организатор школьных и биологических олимпиад, популярного в стране праздника Дня птиц. Автор ряда книг по орнитологии и охране природы, К. Н. Благосклонов оставил после себя богатое научное наследие. Он долгие годы трудился на кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных животных Московского университета, выпускником которого был.

Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану. Его книги “Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве”, “Птицы и вредители леса” (в соавторстве с Б.И. Осмоловской), “Охрана природы” (совместно с Л.П. Астаниным), “Зоология” (совместно с Е.Г. Бацылевым) неоднократно переиздавались и по сей день пользуются у специалистов большой популярностью. Он всегда был среди тех, кто всерьез занимался охраной природы. Вел огромную общественную природоохранительную работу в различных организациях страны – от школы до министерства. Многие его идеи были претворены в жизнь и сейчас продолжают работать в трудах его учеников и единомышленников.

Есть у нас такие ученые, которых больше знают за рубежом, а не у нас. К ним относится Дементьев Георгий Петрович (1898-1969). Кроме того, он и замечательный писатель. Свободное владение пятью европейскими языками и еще несколькими, на которых он читал, позволило ему быть в курсе всех орнитологических новостей. Прекрасное знание истории, религии, философии, классической художественной литературы дало ему

возможность в своих трудах показать роль птиц в развитии культуры народов мира. О птицах он знал абсолютно все. От экологии местообитания до мельчайших подробностей их образа жизни. Он одним из первых сделал попытку объединить птиц по их местообитанию с экологической точки зрения. Птицы леса, болота, степи – это были не просто группировки, а описаны их особенности, экологическая роль. Знания об отечественных птицах постоянно накапливались. И требовалось их обобщение. Дементьев вместе с А.С. Бутурлиным пишет “Определитель птиц СССР”, составивший пять томов.

Более 450 книг и статей принесли ему признание и у нас и за рубежом. Его избрали своим почетным членом орнитологические общества Франции, США, Германии, Чехословакии и многих других стран. Он оценил всю важность сохранения природы, его экологических взаимосвязей и пропаганды естественнонаучных знаний. С 1973г. решением Всемирного фонда охраны природы его имя внесено в “Галерею Вечной славы деятелей природы”.

Он был готов при любых обстоятельствах помочь знаниями, советом, справкой, книгой из своей обширнейшей библиотеки как специалисту – ученому, так и любителю, юннату.

А знаете ли вы, кого называют отцом русской фенологии? Кайгородова Дмитрия Никифоровича (1846-1924). А дети звали его не иначе, как “лесной дедушка”. И не зря Кайгородов был прекрасным популяризатором. В доступной форме он старался рассказать людям все. Что знал о природе. На его книгах выросли многие поколения юных натуралистов. Они с увлечением читали “Лепестки”, “Дружбу с природой”, “Начальную ботанику”, “ На разные темы”, “Из зеленого царства”, “Растения-мухоеды” и многие-многие другие.

А почему же его называют “отцом русской фенологии”? В 1871г. он начал вести фенологические наблюдения в окрестностях Петербурга и смог увлечь этим делом многих добровольцев-любителей. К 1895г. под его руководством они работали по всей стране. Так была создана система наблюдений за сезонными процессами природы в России, то, что теперь называется иностранным словом “мониторинг”. Фенологические наблюдения Кайгородова печатались в регулярных календарях петербургской весенней и осенней природы, на страницах многих газет и журналов.

Верным последователем Д.Н. Кайгородова был наш замечательный писатель Виталий Бианки. Он не только перечитал все его книги и чуть-ли не наизусть знал все его статьи, но и сам написал великолепную “лесную газету”, которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини-рассказы В. бианки написаны в такой доступной и интересной форме, что прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях. Выходя в лес или парк, он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху. Долгие годы на его глазах весна сменяла зиму, лето – весну. Осень – лето и снова наступала зима. Птицы улетали и прилетали, цветы и деревья зацветали и отцветали, а В. Бианки все это аккуратно записывал, собирал, а потом печатал свои наблюдения в газетах и журналах. Через некоторое время у него набралось достаточно материала, чтобы объединить его в одну большую книгу. Так появилась “Лесная газета”. Это замечательное произведение знают не только в нашей стране, оно переведено на несколько языков и издано миллионными экземплярами.

Почти через все рассказы автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Если с детства ребенку читать рассказы Бианки, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Вклад В. Бианки неоценим, его “Лесную газету” можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера.