Юго-Западная Азия: география и характеристики региона.  География Воспроизведение знаний о географическом распространении мировых религий Мировые религии зарубежной азии

Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.
Мусульманство в зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».
Судя по рисунку 81, ислам полностью (за исключением Кипра и Израиля) господствует в Юго-Западной Азии. Из стран Южной Азии мусульмане значительно преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах, но заметную прослойку (13 % населения) они образуют и в Индии. В Юго-Восточной Азии ислам представлен в Индонезии – первой по общей численности мусульман (210 млн) стране мира,


Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.
Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.
К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.
Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).
География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.
Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности.



Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).
Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2/5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1/2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.
Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.
Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.
Третья мировая религия – христианство – представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1/3 верующих.
Зато национальные и региональные религии распространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.
Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.
Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.
Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.
Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1/3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.
По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!
Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.
Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).
Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.

Индуизм и буддизм - две великие религии Азии, но и ислам имеет твердые позиции в Индонезии, Пакистане и Бангладеш.

Индуизм

Большинство индуистов живет в Индии, причем формы проявления веры неоднородны. Некоторые поклоняются одному богу, другие многим, но являющимся различными воплощениями единого Бога (Брахма, Вишну, Шива, Ганеша, Кришна...). Священных книг индуизма много. Это: Веды, тексты которых были собраны между XVIII и VIII веками до н.э., Брахманы, ритуальные книги священников - брахманов, Упа-нишады, написанные между VIII веком до н.э. и начатом нашей эры. Каждый индус верит, что по закону кармы его нынешняя жизнь предопределена предыдущими существованиями, т.е. зависит от тех добрых или злых дел, которые он совершил при своих прошлых рождениях. Йога имеет столь же почтенный возраст, что и сама страна Индия - родина учения. Под руководством учителя - пру - можно овладеть техникой полного раскрепощения мысли и духа, основанной на системе специальных упражнений для дыхания, медитации и особых позах. Согласно Ведам, общество разделяется на три главные группы, три касты: брахманы, воины и земледельцы с ремесленниками. Но по ходу истории оно разбилось на еще более мелкие группы внутри каст.

Буддизм

Буддизм возник в Индии, на берегах Ганга, более двух с половиной тысяч лет назад. В наши дни он распространен в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Своим появлением религия обязана не священным книгам, не богу, а человеку - Будде. «Будда» в переводе с санскрита означает «просветленный», буквально - «пробужденный». Родился Будда примерно в 560 году до н.э. Согласно легенде, он был сыном принцессы и белого слона. Отправившись на поиски высшего знания, он некоторое время жил среди брахманов и йогов, затем уединился, пытаясь постичь истину. Добившись просветления, он странствует по северо-восточной части Индии, проповедует учение о «четырех благородных истинах» и ратует за соблюдение основного правила мудрой жизни - следования «пути середины». Умер Будда в 80 лет. Его последователи быстро распространили слово учителя. В письменном виде учение появилось лишь 5 веков спустя. А через 120 лет после Рождества Христова в собранных воедино религиозных текстах Будда уже равноправный бог среди прочих богов. Существует много буддистских праздников, связанных с различными событиями в жизни Будды. Монахов легко узнать по характерной одежде желто-оранжевого цвета, они проводят время в медитации, прославляют Будду и толкуют священные книги.

Индуистский храм

Каждая часть храма соответствует определенной части Космоса и Человека. Представлен разрез храма Брахмешвара VIII-XI вв. в городе Бхубанешваре.

Брахма

Четырехрукий и четырехликий индуистский бог, Творец Времени и Пространства. Кхмерская статуэтка X века из песчаника изображает Брахму в позе лотоса во время медитации. Брахма Четырехрукий и четырехликий индуистский бог. Творец Времени и Пространства.

Азия - земля религиозных контрастов

Помимо двух основных религий, индуизма и буддизма, все более важное место занимает ислам.

Война, мир и религия

Противостояние народов с различными вероучениями не раз приводило к кровавым столкновениям. Рознь мусульман и христиан в Средние века, религиозные войны Европы XVI -XVII веков, да и конфликт уже наших дней между католиками и протестантами в Северной Ирландии... Резня во имя религиозных убеждений всегда сопровождается политическими и экономическими трудностями. Так происходит, например, в Азии, в Шри-Ланке, где религиозные распри разгораются между тамильскими индуистами и большинством населения, исповедующим буддизм.

Религии и философии

Джайны, сикхи, парсы - представители других религиозных течений в Индии. Джайны выступают за отказ от насилия и являются сторонниками вегетарианства, сикхи борются с кастовым неравенством и всегда готовы взяться за оружие против мусульман или иных своих религиозных оппонентов. В 1984 году, после надругательства над их святыней - храмом города Амритсар, они убили премьер-министра Индии Индиру Ганди.
В древнем Китае огромное значение имел культ предков. Среди различных философских течений, возникших при дворе китайских императоров, выделяются даосизм и конфуцианство (великий философ и мыслитель Конфуций родился в 551 году до н.э.). В Японии переплетаются древние синтоистские и буддистские верования.

Ступы

изначально строились как «хранилища» буддистских реликвий. Согласно обычаям, верующие должны обойти ступу вокруг (Бодхнатх, около Катманду).

Будда наставляющий

Статуи Будды исчисляются тысячами. Эта была найдена вблизи города Варанаси, в местах, где Будда произнес свою первую проповедь.

Локапала

Локапалы - китайские властители и хранители сторон света. Они изображаются добродушными или, наоборот, внушающими ужас, как, например, этот, с фрески корейского храма в Сонг-Гванге.

Далай-лама

Титул духовного главы тибетских буддистов. Нынешний далай-лама живет в изгнании, поскольку его родина находится под властью Китая. В 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Материк Азия – место соприкосновения трёх всемирных религий, а также множества национальных: индуизма, иудаизма, синтоизма, даосизма, конфуцианства. Половина населения мира проживает в Азии, и это только усиливает её разнообразие во всём, в том числе и религиозных верованиях.

Все три всемирные религии появились в Азии: в стране Индия – буддизм, в в стране Палестина и Израиль – христианство, в Саудовской Аравии – ислам. Азия – это же и родина синтоизма, иудаизма, джайнизма, сикхизма, конфуцианства, зороастризма и множества мелких верований.

А что мы знаем про Юго-Западную Азию? в ней преобладает ислам, а во многих странах он объявлен государственной религией, в том числе Иране (шиизм), Садовской Аравии (суннизм) и мелких монархиях Персидского залива. В Израиле преобладает иудаизм. Некоторые исследователи относят Грузию, Армению и Азербайджан к Азии (хотя первые две страны принято считать европейскими) распространено христианство. Много христиан и в Ливане. Крупные общины были в Ираке и Сирии, но войны заставили их покинуть родной дом.

Религия Средней и Южной Азии

Средняя Азия исповедует ислам суннитского направления, хотя там велики общины христиан (более трети населения Казахстана).

В Южной Азии преобладают индуизм (Индия) и ислам (Пакистан, Бангладеш). Буддизм – основная религия Непала и Бутана. Буддистов в Индии менее 1%.

А вот настоящий центр буддизма – это Юго-Восток Азии. Махаянисты — это вьетнамцы, остальные буддийские народы региона (таиландцы, камбоджийцы, лаосцы) – приверженцы тхеравады. Мусульмане на Юго-Востоке Азии – малайцы и индонезийцы. Единственное государство в Азии, где основаная религия христианство – это Филиппины.

Восток Азии – центр соприкосновения множества местных верований. Помимо буддизма (только он здесь представлен лишь в Монголии – ламаистская ветвь), здесь влиятельны и местные верования – даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии. Много и буддистов, и христиан в Южной Корее и КНДР. Здесь же было много неверующих, но это число падает. В КНДР местной религией становится идеология чучхе.

Самая популярная религия в Азии – ислам: почти все христиане живут за её пределами. К 2030-2050 годам здесь влияние мусульманства усилится: если по всему миру ислам должен сравняться с христианством, то в Азии должен только наращивать свои позиции из-за малого присутствия христиан в этой части света.

В регионе Юго-Восточной Азии Индонезия и Малайзия относятся к сфере влияния ислама. Индонезия является крупнейшей в мире мусульманской страной, 90% населения которой исповедует ислам, а их единоверцы составляют большинство в Малайзии и Брунее. Ислам оказывает здесь огромное влияние на общественно-политическую жизнь этих стран. Основная часть населения видит в религии и ее организационных структурах решение самых болезненных проблем, которые не в состоянии решить государство. Обеспокоенное падением моральных устоев, социальными последствиями рыночной экономики, ростом коррупции, общество обращается к религии и исламу. Вместе с тем, стремление людей к религии используют политические круги этих стран.
Политические лидеры исламских государств, опираясь на религиозный фактор, делают попытки достижения своих экономических и политических целей. Оппозиционные силы организуют и направляют деятельность исламских движений и организаций. В целом, как отмечают исследователи, в Малайзии, Индонезии и Филиппинах мусульманам присущи мягкость и склонность к компромиссам. Но в то же время нельзя не видеть, что наряду с умеренным крылом исламистов появились радикалы, деятельность которых все больше склоняется к активному вмешательству ислама и его лидеров в политическую и экономическую жизнь этих стран. Настаивая на закреплении за мусульманской религией статуса официальной или государственной, носители исламской культуры стали склоняться к сепаратизму, идя на политический альянс с местными бюрократическими структурами, преследующими при этом и плохо скрытые экономические цели. В данной ситуации выступления сепаратистских и внешних сил создали на юге региона сложную атмосферу политической напряженности, доходящей до конфронтации и вооруженной борьбы.
В провинции Ачех в Индонезии, где выдвигаются идеи создания исламского государства, влияние исламистов очень велико. В провинции на официальном уровне принимались меры по ограничению употребления алкоголя, азартных игр и распространению исламских норм поведения на основе шариатских принципов. Исламистам принадлежало решение вопросов наследства, раздела имущества, ритуальных обрядов и пр. Сепаратистские и экстремистские круги пытались направить исламское движение на изоляцию его от Индонезии и создание независимого государства. Ачех - это одна из богатейших провинций нефти, газа, различных минералов. В сепаратизме и той войне, которую развязали экстремисты, отчетливо прослеживалась борьба за власть и контроль над огромными минеральными богатствами провинции, существующими и возможными долларовыми потоками. Возглавляли эти движения 3 еха исламские экстремисты и отставные офицеры.
Малайзии проблемами семьи и семейно-брачных отношений, соблюдением моральных принципов общественного сведения занимаются шариатские суды. Основная оппози-ОННая партия страны Малайская исламская партия (ПАС)
в ряде штатов оказывает существенное давление на исламскую общину с целью установления исламского правления и образования исламского государства. Эта партия претендует на монополию толкования ислама применительно к условиям страны. Являясь правящей партией в двух штатах, она пытается провести ряд мероприятий, которые обеспечат власть религиозной местной бюрократии.
На рубеже веков особое значение приобрел внешний фактор. Процессы глобализации в современном мире отразились на региональных проблемах Юго-Восточной Азии. Власти Индонезии связывают события на Молуккских островах с вмешательством международных экстремистских организаций во внутренние дела страны. Экстремистская сепаратистская организация «Воинство джихада» постоянно пополняет число своих сторонников за счет прибывающих из Афганистана, Пакистана, стран Ближнего Востока и других стран. События привели к затяжной гражданской войне против экстремизма и сепаратизма в этом регионе, продолжающейся уже более десяти лет. Страны Юго-Восточной Азии оказались втянутыми в глобальную международную авантюру исламского экстремизма. Местные экстремисты Индонезии и Малайзии получают материальную и моральную поддержку из-за рубежа, в том числе и от Усамы бен Ладена. После событий 11 сентября 2001 года стали абсолютно ясными связи местных экстремистских группировок с международной организацией «Аль-Каида». Экстремистская молодежь из этого региона в течение нескольких десятилетий проходила обучение в религиозных и военных школах Пакистана, Египта и других стран.
Находясь под влиянием международного экстремизма, исламские радикалы на Филиппинах, в местах компактного проживания мусульманского населения, создали Исламский фронт освобождения, который ведет борьбу за создание независимого исламского государства на всей территории острова Минданао. На юге Таиланда мусульманские политические лидеры создали Объединенную организацию освобождения Паттани, которая сформировала отряды, добивающиеся независимости четырех провинций, населенных преимущественно мусульма-нами-матайцами, и создания там исламского государства.
Юго-Восточная Азия оказалась на рубеже веков вовлеченной в водоворот чрезвычайных событий, которые стали иметь значение не только для стран региона, но и для всего мира.
ЮВА стала важным регионом в борьбе против международного терроризма и религиозного экстремизма. События здесь приобретают все большее влияние на климат мирового сообщества.

Разговор о Юго-Западной Азии стоит начинать с определения значения этого термина. Дело в том, что в русскоязычной литературе распространен термин Передняя Азия, который появился в результате калькирования немецкого термина. С географической точки зрения регион включает в себя Малую Азию, Аравийский полуостров, Закавказье, Месопотамскую низменность, Армянское нагорье, Средиземноморское побережье, а также Иранское нагорье.

Политическое деление Юго-Западной Азии

С политической точки зрения Переднюю Азию принято разделять на три обширных региона. К политическим регионам Юго-Западной Азии относятся Ближний Восток, Средний Восток и Закавказье. Регион имеет важное политическое значение, так как на его территории сосредоточены большие запасы полезных ископаемых и важные транзитные коридоры.

В Юго-Западной Азии находятся двадцать суверенных международно признанных государств. Ниже будет приведен исчерпывающий список со столицами, помещенными в скобки:

  1. Афганистан (Кабул).
  2. Азербайджан (Баку).
  3. Армения (Ереван).
  4. Королевство Бахрейн (Манама).
  5. Грузия (Тбилиси).
  6. Египет (Каир). К азиатской части относится только Синайский полуостров.
  7. Израиль (Тель-Авив).
  8. Иордания (Амман).
  9. Ирак (Багдад).
  10. Иран (Тегеран).
  11. Йемен (Сана).
  12. Катар (Доха).
  13. Кипр (Никосия).
  14. Кувейт (Эль-Кувейт).
  15. Ливан (Бейрут).
  16. ОАЭ (Абу-Даби).
  17. Оман (Маскат).
  18. Саудовская Аравия (Эр-Рияд).
  19. Сирия (Дамаск).
  20. Турция (Анкара). Стоит отметить, что к Юго-Западной Азии не относится европейская часть страны, которая исторически называется Фракией.

Культурные особенности региона

С культурной точки зрения регион имеет огромное значение, так как именно на территории Плодородного полумесяца, охватывающего Турцию, Иран, Ирак, Сирию и Ливан, впервые была одомашнена пшеница, а также возникли первые письменные цивилизации. Долгое время регион процветал за счет относительно благоприятного климата и особой политической структуры.

Другой важной особенностью Юго-Западной Азии является то, что именно на ее территории возникли такие религии, как иудаизм, христианство и ислам. Сегодня, однако, регион является преимущественно исламским. В этническом плане население Юго-Западной Азии довольно разнообразно, так как на ее территории на протяжении многих столетий смешивались самые разные народы: от иранцев и греков до индийцев и тюрков.

Полуостров Малая Азия

Всю территорию этого полуострова занимает Турецкая Республика. Это одна из наиболее развитых в политическом и экономическом отношении стран региона Юго-Западной Азии.

Территорию полуострова омывают Черное, Средиземное, Мраморное и Эгейское моря. Большую часть полуострова занимают различные горные системы. Климат полуострова отличается засушливостью на значительной территории, так как большую часть его занимает Малоазиатское нагорье.

На востоке Малой Азии расположены исторические регионы Армянского нагорья и горы Тавр, которые известны человечеству еще со времен шумеров, так как на их территории находились источники важных полезных ископаемых.

Несмотря на то, что Турция является важным поставщиком сельскохозяйственной продукции, стоит отметить, что этот статус дается ей благодаря правильно налаженной технологии выращивания культур, так как климат региона отличается засушливостью и очень небольшой речной сетью.

Столицей Турции является Анкара - одна из наиболее важных столиц Юго-Западной Азии, так как страна является членом НАТО и граничит со многими ключевыми государствами региона. Кроме того, Турция контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, связывающие Черное и Средиземное моря.

Аравийский полуостров

Другим важным регионом Юго-Западной Азии является Аравийский полуостров, являющийся самым крупным полуостровом на планете. На его территории находятся восемь богатых нефтедобывающих стран, каждая из которых является к тому же абсолютной монархией. В каждой из стран официальной религией является ислам.

Юго-Западная Азия и Северная Африка отделены друг от друга узким Красным морем, имеющим важное значение для экономики региона, так как оно обладает огромным рекреационным потенциалом и является важным транспортным коридором, по которому суда доходят до Суэцкого канала, отделяющего Азию от Африки.

Большую часть полуострова занимают каменистые пустыни, образованные путем денудации горных возвышенностей вулканического происхождения. Редкие оазисы не могут служить источником воды в промышленных масштабах, поэтому все страны региона занимаются опреснением морской воды для промышленных нужд и экспортом большого количества питьевой воды.

География и политика Леванта

Левантом называют историко-географический регион, включающий такие страны, как Израиль, Сирия, Палестина, частично Египет, Иордания и Турция (некоторые регионы).

Несмотря на то, что на протяжении столетий значение этого термина могло значительно изменяться, он неизменно оставался перекрестком, где встречались культуры Европы, Африки и Азии, где многочисленные народы торговали и вели войны за влияние на море и на суше. В этом регионе возникла письменность и сельское хозяйство, строились первые храмы и создавались великие империи и новые религии.

Сегодня на территории Леванта крайне неспокойная политическая ситуация, вызванная гражданской войной в Сирии и многолетним конфликтом между Израилем и Палестинской автономией. Наиболее крупной национальной группой региона Леванта являются арабы, а религиозной общиной - мусульмане, хотя имеются и христианские общины, и многие небольшие религии.

Кроме того, в Декларации независимости государства Израиль написано, что оно является национальным государством еврейского народа, то есть евреи также занимают важное место на этнически пестрой карте региона.

Иранское нагорье

Как уже отмечалось выше, Юго-Западная Азия является весьма гористым регионом, в котором встречаются многочисленные плоскогорья и нагорья, самым восточным из которых считается Иранское.

Как следует из названия, лежит большей частью на территории Исламской Республики Иран, однако некоторые его части находятся на территории таких стран, как Афганистан, Туркменистан и Пакистан, которые относятся уже к другому географическому и историко-политическому региону.

Климат на территории нагорья значительно отличается при движении от центра к югу. В центральной части нагорья преобладает континентальный прохладный климат, но на юге переходит в умеренно тропический с большей увлажненностью и более жарким летом.

География и экология

Месопотамской низменностью называется территория, ограниченная полуострова, хребтами Загроса и Тавра. Преимущественно плато находится на территории Ирака и Кувейта, но также попадает на территорию Ирана и Сирии.

Стоит отметить, что рельеф этого региона образован деятельностью рек Тигр, Евфрат и Карун, которые на протяжении многих тысячелетий обогащали окрестные земли плодородными наносами с севера.

Регион, также известный как Междуречье, является колыбелью письменной цивилизации, в которой зародилась мифология, история, астрономия и организованная религия. И все это произошло на небольшом участке суши с не самыми благоприятными климатическими условиями, требующими невероятных усилий для ведения сельского хозяйства.

Экономика макрорегиона

В отличие от Юго-Восточной Азии, Юго-Западная представляет для Европы непосредственный интерес в силу географической близости. В последние годы все большее значение приобретает гуманитарный кризис, развернувшийся на территории Передней Азии из-за сирийской гражданской войны. Большинство стран региона так или иначе оказались втянуты в конфликт, что не могло не сказаться на состоянии их экономики.

Кроме того, падение цен на нефть на мировом рынке вызвало сокращение экономик ведущих нефтедобывающих стран региона. Однако в регионе активно развиваются различные экономические и инфраструктурные проекты при участии других мировых игроков. Например, через территории Ирана, Турции и Сирии планируется строительство транспортного коридора, который соединит страны Европы и Китай. Сегодня страны Юго-Западной Азии играют ключевую роль в добыче и транспортировке энергоресурсов.