Пигменты. Пигменты Жженая кость, сажа газовая и виноградная черная

Глава 2. Пигменты, применяемые в живописи.

Марсы желтый, оранжевый и красный.

К марсам относится группа пигментов от желтого до красного оттенков, получаемых искусственным путем.

Как и в охрах, цвет марсов обусловливается присутствием окислов железа, но цвет их чище и "без землистого оттенка.

По химическому составу марсы представляют собой окиси, и гидроокиси железа в смеси с гидратом окиси алюминия, мела или гипса.

Исходным материалом для получения желтого марса служат железный купорос, кальцинированная сода, алюмокалиевые квасцы и берт1ояетова соль.

В 5-8%, раствор железного купороса сливают такой же концентрации раствор соды, при этом образуется гидрат закиси железа зеленого цвета. Температура осаждения не выше 50° С.

После промывки осадка горячей водой к суспензии добавляют 10% раствор алюмокалиевых квасцов, соды и бертолетовой соли.

Непрерывно перемешивая, содержимое нагревают при температуре 50° С до тех пор, пока закисные соединения железа не перейдут полностью в окисные определенного оттенка.

Окисление гидрата закиси железа можно производить на воздухе или продуванием воздуха в суспензию.

При окислении бертолетовой солью получаются марсы чистого цвета, и процесс образования красящего вещества значительно ускоряется.

Для получения оранжевого марса сухой порошок желтого марса прокаливают при температуре 300-500° С.

При температуре 500-650° С образуется красный марс.

Цвет искусственных марсов значительно ярче, чище и интенсивнее натуральных охр.Высокая светостойкость и стойкость к щелочам позволяет употреблять марс во всех видах живописи.

В смеси с другими красками марсы прочны при условии,. если они достаточно хорошо освобождены от водорастворимых солей и т. п. соединений, способных вступать во взаимодействие с другими веществами и изменять оттенок марса.

Сиена натуральная жженая.

Сиенна натуральная - природная краска темно-желтого цвета, прозрачная в лессировках, в разбеле дает желтый оттенок. В живописи применяется с древних времен.

Сиены кудиновская, калужская и Ленинградской области (Карельский перешеек) используются для получения художественной краски.

По химическому составу сиены представляют собой смесь гидрата окиси железа с кремнеземом, и, кроме того, пигмент содержит окислы марганца и магния.

Способы добычи сырья и производства готовой сиены те же, что и для охр.

Добытое в карьерах сырье отмучивается, фильтруется, сушится, размалывается и просеивается.

Сиенна натуральная имеет густой темно-коричневый цвет с желтым оттенком. Она обладает исключительной прозрачностью и весьма стойкая к действию света.

В масле сиена иногда коричневеет и теряет яркость, что зависит от качества масла. Маслоемкость ее высокая, благодаря чему она медленно сохнет и по высыхании слегка темнеет.

В смесях с другими красками устойчива, за исключением" лишь смесей с светлыми кадмиевыми красками (полученными осадочным способом).

Прокаливая сиену натуральную при температуре 500- 650° С, можно получить сиену жженую красно-коричневого цвета.

Сиенна жженая имеет глубокий красивый тон, большую кроющую силу и прочность как в чистом виде, так и смесях.

Сохнет нормально, является самой распространенной краской, совершенно необходимой на палитре художника.

Ван-дик.

Краски коричневого и красно-коричневого цвета. Ван-дик коричневый представляет собой природную земляную краску, содержащую органические вещества и окислы железа. Ван-дик красно-коричневый содержит вещества, близкие к натуральным краскам типа охр.

Месторождения натурального ван-дика находятся в Новгородской области, Ленинградской области и близ Феодосии. Способы добывания сырья и производства готового пигмента те же, что и для охр. Посредством прокалок охр, коричневых земель и соединений железа получают ван-дик красно-коричневого цвета. Наиболее прочные те виды пигментов, которые получаются прокалочным способом.

Благодаря глубокому темно-коричневому тону, ван-дик считается очень ценной краской для живописца.

Умбры натуральная и жженая.

Краска естественного происхождения, темно-коричневого цвета с зеленоватым оттенком.

По химическому составу умбра представляет собой глину, окрашенную в коричнево-оливковый цвет окислами железа и марганца.

Обработка умбры аналогична обработке охр и сводится v основном также к добыче сырья, мокрому отмучиванию, фильтрации, сушке, размолу и просеву.

Краска устойчивая и пригодна для всех видов живописи.

Имеет высокую маслоемкость, но сохнет хорошо, благодаря наличию в ней сиккативных веществ в виде марганцовых соединений.

Краска полулессировочная и устойчивая в смесях.

Посредством прокаливания натуральной умбры при температуре 500-700° С можно получить умбру жженую красно-коричневого оттенка, так же с высокими качественными показателями и ценными свойствами для живописи.

Жженая кость, сажа газовая и виноградная черная.

Большинство черных красок, в том числе и вышеуказанные пигменты, содержат в качестве красящего вещества углерод.

Кость жженая приготовляется из костей животных. Кости хорошо освобождаются от клеевых и жировых веществ и прокаливаются без доступа воздуха в металлических аппаратах.

Полученный костяной уголь измельчают, отмывают от ще лочесодержащих соединений, отмучивают, а затем сушат. После такой обработки в готовом продукте всегда содержится в качестве наполнителей некоторое количество фосфорнокальциевой и углекальциевой солей.

Кость жженая в виде масляной краски не имеет глубокого черного тона.

В цвете жженой кости заметен коричневатый оттенок. По удалению из кости наполнителей цвет ее становится более глубоким, с темноватым оттенком. Растертая на масле кость жженая очень медленно высыхает, как и большинство углеродосодержащих красок, в которых углерод препятствует окислению масел и задерживает процесс высыхания красочной пасты.

Сажа получается из природного газа в местах добычи нефти.

Нефтяные газы сжигаются при недостатке воздуха и осаждаются над лампами на специальных установках.

Сажа газовая обладает большой красящей силой и светостойкостью. При смешении с другими красками не изменяется и не действует на них химически. Значительным недостатком этой краски является медленное высыхание, что очень неудобно при многослойном способе письма.

Виноградную черную получают обжиганием в железных аппаратах молодых веток или виноградных жмых.

Краска имеет холодный зеленоватый оттенок. Стертая с маслом также очень медленно сохнет. От действия света и воздуха не изменяется.

Термин произошел от названия города «Сиенна», в провинции Тоскана на севере Италии. Здесь издревле добывались желто-коричневые пигменты. Разными авторами сиенами называются самые разнообразные пигменты желто - коричневого цвета.

По представлениям специалистов классические сиены должны обладать рядом свойств: желто-коричневы тоном с теплым оттенком в полном тоне, сильными лессирующими свойствами и явным желтоватым тоном в разбеле с маслом. В живописи натуральная сиена применяется с глубокой древности. По свидетельству Плиния (I в.) «терра ди сиена» была одной из самых распространенных красок римских художников. В более позднее время ее очень часто применяли итальянские живописцы XIV-XVII вв., в частности ею писал Тициан.
Лессирующие свойства сиен принято связывать с фиксацией железа в алюмосиликатах, но проведенные минералогические исследования показали, что «просвечиваемость» связана с малыми размерами кристаллов гидрогетита. Сиены сложены гидроокислами железа (гидрогетит), содержат примесь кремнезема в форме кварца или халцедона, и в незначительных объемах – силикатов и окси-гидроксидов марганца. Теплые, красные тона обусловлены примесью тонкодисперстного гематита, и присутствием "толстых" игольчатых кристаллов гидрогетита. Содержания Fe 2 O 3 в сиенах составляет от 37 до 70 %.

Месторождения натуральной сиены известны в Италии, близ города Сиенна (провинция Тоскана), в Германии - Гарц, в США. Значительное количество сырья добывается на Кипре из зоны окисления медноколчеданных месторождений.

В России до последнего времени сиены добывались из скоплений болотных руд в Карелии и Ленинградской области. В последние годы высококачественные сиены обнаружены нами на Урале и в Западной Сибири. В отличие от болотных руд они не содержат водорастворимых солей и органических веществ. В коллекции "Рублевская палитра" мы Вам предлагаем спектр высококачественных сиен:

Сиена уральская № 415,
Сиена сибирская № 219,
Сиена алтайская № 2112.

Этот спектр позволяет удовлетворить вкус самого взыскательного потребителя. Сиены хорошего качества встречаются весьма редко. Их извлечение производиться только ручной разборкой (см. рис). Извлечение качественного сырья не превышает 4-5 % от вынутой горной массы.

Путем термического воздействия из сиен приготовляют коричневато-красный пигмент глубоких теплых тонов известный как сиена жженая. Жженые сиены характеризуются приятным бархатистым тоном, лессировочными свойствами. Высоким качествами отличаются:

Сиена башкирская жженая № 318,
Сиена уральская жженая № 319,
Сиена сибирская жженая № 3111.

1) Природный светло-коричневый пигмент , отличающийся от охры большим содержанием гидроксидов железа и почти полным отсутствием глины. Натуральная сиена - это природная краска темно-желтого , прозрачная в лессировках, в разбеле дает желтый оттенок . В живописи применяется с древних времен. Кудиновская, калужская и Ленинградской области (Карельский перешеек) сиены используются для получения художественной краски .

Месторождения сиены находятся также в Тоскане, на Корсике, Сардинии , а кроме этого - в Германии (в Баварии, Пфальце и Гарце). Материал абсолютно светостоек и устойчив к воздействию климатических факторов. Сочетается со всеми связующими, типичный лазурный (полупрозрачный) пигмент . Лессируется также и по извести, сочетается со всеми пигментами. Добывается открытым способом.

По химическому составу сиены представляют собой смесь гидрата окиси железа с кремнеземом, и, кроме того, пигмент содержит окислы марганца и магния. Способы добычи сырья и производства готовой сиены те же, что и для охры . Добытое в карьерах сырье отмучивается, фильтруется, сушится, размалывается и просеивается.

Сиена натуральная имеет густой темно-коричневый цвет с желтым оттенком. Она обладает исключительной прозрачностью и весьма стойка к действию света. В масле сиена иногда коричневеет и теряет яркость, что зависит от качества масла. Маслоемкость ее высокая, благодаря чему она медленно сохнет и по высыхании слегка темнеет.

В смесях с другими красками устойчива, за исключением лишь смесей с светлыми кадмиевыми красками (полученными осадочным способом). Прокаливая натуральную сиену при температуре 500- 650° С, можно получить жженую сиену красно-коричневого цвета . Жженая сиена имеет глубокий красивый тон , большую кроющую силу и прочность как в чистом виде, так и смесях. Сохнет нормально, является самой распространенной краской, совершенно необходимой на палитре художника .

2) Город в итальянском регионе Тоскана , административный центр одноимённой провинции. По археологическим данным, поселение на месте города существовало в этрусскую эпоху (IX-V вв. до н.э.). Название может происходить от этрусского фамильного имени Сайна (Saina) , либо от названия галльского племени сенонов (по-латински Saenones) , завоевавшего часть Этрурии около 390 г. до н.э. Римский город Сена-Юлия (по-латински Saena Julia) был основан на этом месте императором Августом. Первые письменные источники о городе относятся к 70 г. н.э.

Согласно римскому преданию, Сиена была основана Сением и Аскием - сыновьями Рема и, соответственно, племянниками Ромула. Бежав от дяди - убийцы их отца, близнецы укрылись на тосканском холме, где позднее и был построен город, получивший по имени Сения название Сиена. Эта легенда нашла отражение в гербе города - младенцы Ромул и Рем, сосущие волчицу.

На протяжении веков жители Сиены сохраняли готический облик своего города, приобретённый им между XII и XV веками. Сиена обладает богатыми традициями в изобразительном искусстве. Список наиболее известных художников Сиенской школы включает Дуччо, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти, Мартино ди Бартоломео, Лоренцетти Амброджо. Многие из произведений эпохи Возрождения можно увидеть непосредственно в сиенских храмах и палаццо, а также в богатых коллекциях художественных музеев города. Весь город Сиена, построенный вокруг Пьяцца Кампо, задумывался как творение искусства в единении с окружающим пейзажем.

В XIII и XIV века Сиена процветала в качестве одного из самых значительных европейских городов, особое развитие получили здесь банковское дело и сукноделие. В XIV веке были возведено большое количество построек, в их числе Собор Сиены , Палаццо Публико и Кампо.

Чёрная Смерть 1348 года нанесла сокрушительный удар по городу, от чумы вымерло почти три четверти населения. Это, а также последующие политические беспорядки послужили началом драматического спада в жизни Сиены . Город превратился в сельский рыночный центр, и только развитие туризма поспособствовало впоследствии возвращению известности и благосостояния Сиене. Действительно, именно благодаря тому упадку город дошёл до нашего времени столь удивительно неизменённым, это один из немногих городов Тосканы , сохранивших в подобной мере дух и атмосферу средневековья.

Сиена построена на небольших холмах, это уникальное расположение создаёт впечатление, что город состоит из нескольких городов. С XIII века Сиена была разделена на три части, терции, сходившиеся на центральной площади. В свою очередь, терции подразделялись на 17 контрад, автономных районов, по сути имеющих статус отдельных городков, каждому присвоен свой флаг и герб с изображением животного-покровителя. Такое разделение существует до сих пор, вместе с традициями, пришедшими из далёких веков. Жители разных контрад издревле соперничают друг с другом, а преданность своей контраде достигает порой фанатизма. Основное событие, при котором соперничество районов достигает своего пика – это проходящие в Сиене 2 июля и 16 августа ежегодные конные соревнования, Палио. Для каждой гонки отбираются представители от десяти контрад, соревнования проводятся на Пьяцца Кампо, специально засыпанной по такому случаю песком. Палио каждый раз собирает огромные толпы народу, как местных жителей, так и туристов, это своеобразная визитная карточка города.

Летающие жуки
Материалы:

Краски:
Черный, Белый, Красный, Желтый, Темно-коричневый, Жженая сиена, Желтая Охра.
Кисти: средняя и маленькая плоские, маленький круглая, подводка(лайнер).
Другие: Карандаш, закрепительный лак.

1. Божьи коровки - простой и популярный объект для росписи камней. Они великолепно подходят для начинающих. Ищите маленькие круглые или овальные камни, как на фотографии. Для этого проекта я выбрала камень, который вы видите в центре.

2. На рисунках ниже показано, как сделать набросок вашей божьей коровки.
Используя карандаш,разделите камень на три части. Сделайте центральную секцию больше, чем все остальные.

Нарисуйте два полумесяца, касающиеся разделительных линий.
В получившейся полосе должны располагаться крылья.

В центре полосы «выкраиваем» треугольник.
Это похоже на открытые крылышки.

Теперь рисуем тело божьей коровки на третьей секции камня

3. Когда Вы будете удовлетворены вашим наброском, обведите черной краской контуры, используя кончик кисти.

4. Наносим на крылья маленькой плоской кисть основу - белую краску. Следующие слои, уже цветные, от этого будут гораздо ярче.

5. Красим тело каким-нибудь темно-коричневым цветом (я использовала умбру жженую)

6. Цветом светлее (например, жженая сиена) добавьте ряд полосок на коричневом теле.

7. Выделите центр каждой полосы Желтой охрой.
Совет.
Свет и тень - самые мощные инструменты для того, чтобы сделать ясными особенности животных. Тональный контраст между темными и светлыми областями усиливает воздействие и добавляет реализм ко всей вашей работе.

8. Красим крылья в яркие цвета. Я выбрала оранжевый, полученный путем смешивания красного и желтого. Я всегда предпочитаю смешивать цвета вместо того, чтобы использовать готовые. Нанесите краску в два слоя.

9. Рисуем черные точки на крыльях маленькой круглой щеткой. Не стремитесь сделать их совершенно круглыми, в природе такого не бывает.

10. Теперь можно покрыть черной краской всю остальную часть камня.

11. Нарисуйте голову (маленький круг белой краской). Две белых точки для глаз и овал для рта - вот и вся мордочка.

12. Теперь лайнером (или просто кистью-единичкой) белым цветом нарисуйте два крючкообразных усика на двух сторонах головы.

13. На рисунке ниже нарисовано, где рисовать два удлиненных крыла лайнером и белой краской.

14. Растворите немного белой краски в воде, чтобы получить прозрачный цвет. Нижние крылья, которые мы сейчас рисуем, настолько прозрачны, что сквозь них видно тело божьей коровки. Закрасьте нижние крылья, используя круглую маленькую кисть.

15. Используйте лайнер и белый цвет, чтобы нарисовать прожилки на прозрачных крыльях.

16. Ваша божья коровка закончена. Покройте ее лаком, чтобы защитить камень. Изменяйте цвета, чтобы создавать жуков по своему вкусу.

Сиена

Краска, получившая свое название по месту основной добычи - итальянской провинции Сиена. От охры отличается повышенным содержанием железа и гидратной воды, а также большим содержанием окиси кремния (песка ) и в меньшей степени каолина (глины ). Цвет С. желто-коричневый различных оттенков.


Словарь изографа. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт . В. В. Филатов . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "сиена" в других словарях:

    Сиена - Асуан Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Сиена (Siena), город в Тоскан … Географическая энциклопедия

    СИЕНА Современная энциклопедия

    Сиена - СИЕНА, город в Италии. 60 тыс. жителей. Машиностроение; химическая, деревообрабатывающая промышленность; обработка мрамора. Университет (13 в.). Музыкальная академия Киджана (1932). Музеи: археологический, национальный, пинакотека, Музей собора.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СИЕНА - природный светло коричневый пигмент, отличающийся от охры большим содержанием гидроксидов железа и почти полным отсутствием глины. Применяется в производстве красок … Большой Энциклопедический словарь

    Сиена - Сиена, город на юж. границе Египта (см. Египет), в 700 км юж. Каира (Иез 29:10; 30:6), ныне Ассуан. Иуд. колония на нильском острове Элефантина владела здесь собств. см. Храмом (VII,2), как следует из целого ряда найденных там папирусов V в. до Р … Библейская энциклопедия Брокгауза

    СИЕНА Толковый словарь Ушакова

    СИЕНА - СИЕНА, СИЕННА, сиенны, мн. нет, жен. (живоп., спец.). То ж, что сиенская земля (см. сиенский). Натуральная сиенна. Жженая сиенна. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сиена - (Siena), город в Центр. Италии, в исторической области Тоскана. Основан римлянами в I в. до н. э. Старая часть Сиены сохранила средневековый, преимущественно готический облик; собор (1284 1376, архитекторы Джов. Лизано и др.; кафедра,… … Художественная энциклопедия