Первооткрывателем концепции человеческого капитала считается. Основоположники теории человеческого капитала. Разработанность темы исследования

Истоки теории человеческого капитала и ее разработчики

Первопроходцем в оценке человеческого капитала является ученый, основавший западную политэкономию, английский статистик и экономист Уильям Пети, который анализировал данную категорию в своем труде «Политической арифметике».

Замечание 1

Однако Уильям Петти не предложил полноценной концепции человеческого капитала.

Прошло примерно 200 лет прежде чем другие ученые предприняли собственные попытки изучения человеческого капитала, в частности это пытались сделать немецкие и английские экономисты (Дж. Николсон и другие). Альфредом Маршаллом было предложено разделение капитала на материальный и личный, причем под вторым он понимал, в первую очередь, затраты родителей на обучение своих детей.

Научно-техническая революция 60-х годов ХХ века способствовала росту значимости человеческого капитала, результатам которого стала разработка теории человеческого капитала. В качестве разработчиков данной теории выступили экономисты из США Теодор Уильям Шульц и Гэри Стэнли Беккер, являвшиеся сторонниками свободных конкуренции и ценообразования. Позднее к изучению теории человеческого капитала присоединились такие ученые как:

  • Б. Денисон,
  • Дж. Кендрик,
  • Ц. Грилихес и прочие.

Теодор Уильям Шульц родился в 1902 году в США, обучался в Висконсинском университете, получив докторскую степень по экономике сельского хозяйства, трудился в качестве профессора в Чикагском университете, вел научно-исследовательскую деятельность, издал такие труды как «Продовольствие для мира», «Сельское хозяйство в нестабильной экономике». Шульц входил в состав членов Американского Национального бюро экономических исследований, был консультантом по экономике в Международном банке реконструкции и развития и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, а также в других организациях и ведомствах.

Гэри Стэнли Беккер родился в США в 1930 году, обучался в Принстонском университете, где получил магистерскую степень, затем стал доктором в Чикагском университете, преподавал в Принстонском, Чикагском и Колумбийском университетах, возглавлял Американскую экономическую ассоциацию и Общество экономики труда, входил в состав различных объединений и ассоциаций.

Содержание экономической теории человеческого капитала

Согласно положениям теории человеческого капитала производственный процесс основан на взаимодействии двух факторов:

  • физического капитала, представленного средствами производства,
  • человеческого капитала.

Вложения экономического субъекта в человеческий капитал выражаются в расходах на поддержание здоровья, на получение образования, на поиск работы, на миграцию, на прохождение профессиональной подготовки на производстве и прочее.

Замечание 2

Оценка величины человеческого капитала определяется величиной дохода, который он потенциально может принести в будущем.

По утверждению Теодора Уильяма Шульца под человеческим капиталом понимается такая форма капитала, которая выступает в качестве источника будущих заработка или удовольствия (по отдельности или вместе), являясь составной частью индивида.

Человеческий капитал, с одной стороны, подобен природным ресурсам, поскольку изначально не приносит прибыли, однако в результате определенной обработки в форме образования он способен приносить прибыль. Таким образом, люди приобретают свойства капитала только после соответствующей подготовки, причем величина и качество человеческого капитала возрастают по мере такой обработки.

На современном этапе развития общества значимость человеческого капитала по сравнению с иными ресурсами, вовлекаемыми в производство, существенно выше в силу того, что максимально высокое развитие технологий и техники затрудняет получение от их использования высокого эффекта, возможности не человеческого капитала и его развития рассматриваются как безграничные.

Замечание 3

Важной особенностью данного вида капитала является независимость носителя капитала от источника его формирования, то есть, каким бы образом не было получено образование, распоряжается им индивид самостоятельно.

Особое внимание в экономической теории человеческого капитала отводится проблемам образования, на которое ложится основная задача повышения производительности труда.

Вклад Гэри Стэнли Беккера в экономическую теорию человеческого капитала заключается в оценке экономической эффективности расходов на образование. В частности, им была предложена схема определения дохода от получения высшего образования как разницы пожизненных заработков обучавшихся в колледже и обучавшихся в университете. к фактическим расходам на обучение также относились недополученные обучающимся доходы в период прохождения им обучения.

Оценка ценности времени, затраченного индивидом на формирование своего человеческого капитала в процессе обучения, определяется потерями заработка за это время. В результате проведения сравнения получаемых доходов и понесенных затрат позволяет дать оценку рентабельности человеческого капитала.

Гэри Стэнли Беккер также разделил понимание инвестиций в человеческий капитал на общие и специальные. Результатом общих инвестиций являются универсальные навыки, полезные к применению в различных сферах и отраслях деятельности. Примером такого навыка является умение пользоваться компьютером. Результатом специальных инвестиций является приобретение работником тех навыков и умений, которые пригодятся в конкретной организации.

Оплата общей подготовки, как правило, ложится на самих работников, оплата специальной подготовки – на организации. Это обусловлено тем, что в первом случае при увольнении работников организации несли бы потери в форме затрат на навыки, которые они утрачивают вместе с работников, во втором случае – потери пришлись бы на работника, навыки которого могут быть неприменимы в другой организации.

Формирование концепции человеческого капитала явилось закономерным результатом развития мировой экономической мысли и отражением социально-экономических изменений в общественной жизни середины XIX века: «Любая научная идея рождается в голове того или иного ученого не сама по себе, не обособленно, а в результате творческой актуализации мировой научной мысли, воплощенная посредством механизма персонификации интегрального научного знания всего человечества... Концепция человеческого капитал в современном виде, если ее рассматривать с позиции информационного единства научной мысли, имеет свои исторические предпосылки...и закономерности возникновения, развития и созревания предметных научных результатов» .

Научный интерес к пониманию роли человека в экономической деятельности имеет давнюю историю. Наиболее ранняя попытка определения «ценности населения» обнаруживается в «Политической арифметике»(1676 г.) У. Петти. О методе политической арифметики, который для своего времени явился, безусловно, новаторским, он пишет в предисловии к своей работе: "Способ, каким я взялся сделать это, однако, не обычный, ибо, вместо того чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил па путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер (я уже давно стремился пойти по этому пути, чтобы показать пример политической арифметики), употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе. Те же, которые зависят от непостоянства умов, мнений, желаний и страстей отдельных людей, я оставляю другим" .

Решая задачу оценки экономического состояния Англии, современного ему периода, У.Петти выделил четыре фактора, влияющих на создание и поддержание национального богатства. К первостепенным он отнес труд и землю: «оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям, к земле и труду; т.е. нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого- то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба - и корабль, и сюртук - произведены землей и человеческим трудом» . К двум другим - квалификацию, искусство работника и средства его труда. Определяя само население как составную часть всего богатства страны, У.Петти дает ему денежную оценку. Метод расчета, используемый при этом, крайне прост: ценность населения определяется как произведение его дохода за год на среднюю продолжительность трудовой жизни, принятую У. Петти в 20 лет. Предположение, что «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят» , позволяет оценить все население Англии второй половины XVII века примерно в 520 млн. фунтов стерлингов, а стоимость каждого жителя страны - в 80 фунтов стерлингов. Важно отметить, что взрослого У.Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк, - по его утверждению,- в действительности равен трем крестьянам. Поэтому страна, в которой имеется большое число моряков, обладает большим преимуществом» . Очевидно, что ценность жителя в подсчетах У.Петти зависела от полезности человека для страны. Полезность основывалась на качествах, способных приносить доход в настоящем периоде, а так же на ожиданиях развития таких качеств в будущем.

С точки зрения формирования концепции человеческого капитала значительным является и то, что У.Петти не только дает количественную оценку «стоимости людей», но и подчеркивает важность поддержания квалификационных характеристик работников для сохранения богатства общества: «лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать» .

Позднее А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства» (1776 г.), объясняя структуру введенного им понятия «основной капитал», пишет: «Он состоит главным образом... из всякого рода полезных машин и орудий труда...., из всех тех доходных построек..., из улучшений земли..., из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества» . К «полезным способностям» отнесены образование, уровень квалификации, профессионализм, предпринимательские способности всех членов общества. Таким образом, А. Смит включает в содержание основного капитала то, что мы сегодня относим к «человеческому капиталу». А.Смит подчеркивал, что качественные характеристики работника играют важнейшую роль в экономике: «Увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работает» . Видя качественное различие в способностях разных работников, А. Смит отмечает, что это «различие... создается, по-видимому, не столько природой, сколько привычкой, практикой, воспитанием» и что «значительное различие в способностях» исходит из «разнообразия занятий». Кроме того, для приобретения знаний и мастерства, по мнению А.Смита, требуется «время, труд и расходы», то есть определенные издержки. Он также говорит об особом «фонде восстановления», обеспечивающем восстановление затраченной работником жизненной энергии . При рабовладельческом строе «фонд, предназначенный на восстановление или, если можно так выразиться, на ремонт раба, обыкновенно находится в распоряжении небрежного хозяина или невнимательного управляющего. Фонд, предназначенный для этой же цели по отношению к свободному человеку, находится в распоряжении самого человека....При столь различном ведении хозяйства одна и та же цель будет требовать для своего выполнения совершенно различных издержек».

Обозначая важность инвестирования в развитие человеческих способностей, А.Смит пишет: «Средства, надлежащим образом вложенные в какой-либо основной капитал, всегда возмещаются с большей прибылью и увеличивают годовой продукт на гораздо большую стоимость, чем стоимость затрат, необходимых для этих улучшений» и «...человека, изучившего с затратой большего труда и времени какую-либо из профессий, требующей ловкости и искусства, можно сравнить... с дорогой машиной. Следует ожидать, что труд, которому он обучается, возместит ему, сверх обычной заработной платы за простой труд, все расходы на обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью па капитал, равный этой сумме расходов» .

Более того, А.Смит выделяет затраты на приобретение «полезных способностей» человеком, а так же затраты на «содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества» . Именно такой подход присущ современной концепции человеческого капитала. Стоит отметить, что в своей статье «Инвестиции в человеческий капитал» (1961г.) Т.Шульц «среди тех, кто рассматривал людей в качестве капитала» в первую очередь называет А.Смита, который «смело включил все приобретенные и полезные способности всех жителей страны в часть капитала» . Принятая сегодня классификация человеческого капитала па индивидуальный (капитал личности) и групповой (капитал организации, общества в целом) так же имеет корни в работах А. Смита: «эти способности (приобретенные и полезные способности человека- Е.К.), являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит» .

Влияние идей Д.Рикардо па формирование концепции человеческого капитала представляется весьма ограниченным. В «Началах политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) в структуру капитала, к которому отнесена часть богатства страны, «употребляемая в производстве», он включает пищу, одежду, инструменты, сырье, машины, необходимые для приведения в движение труда . Тем не менее, рассматривая проблему увеличения капитала, отмечает, что когда «вводятся ремесла и знания более цивилизованных стран, капитал, вероятно, имеет тенденцию возрастать быстрее...» . Таким образом, Д.Рикардо признает значение новаций и знаний в формировании капитала, в то же время не допуская возможности рассмотрения знаний, умений, навыков человека как капитала. Использование Д.Рикардо в ряде своих работ категории «рабочая сила» (под которой он понимал не умения и способности человека, а самого человека, работающего по найму или ищущего работу), так же не дает возможности связать ее с понятием капитала. В определенной мере Д.Рикардо даже противопоставлял рабочую силу капиталу: «Сказать, что имеется большое изобилие рабочей силы, значит сказать, что нет достаточного капитала, чтобы ее использовать» . В то же время он отождествляет производство способностей человека к труду с потреблением населением жизненных средств и благ, точнее - с воспроизводством самого населения: «Способность рабочего содержать себя и семью так, чтобы число рабочих не уменьшалось, зависит не только от количества денег, которое он получает в виде заработной платы, а от количества пищи, предметов жизненной необходимости и комфорта, ставшего для него насущным в силу привычки, которые можно купить за деньги. Поэтому естественная цена труда зависит от цены пищи, предметов насущной необходимости и удобств, требующихся для содержания рабочего и его семьи» .

Дж. С. Милль в «Основах политической экономии» (1848г.) практически подходит к определению человеческих способностей в качестве капитала: «Самого человека я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные способности, которые существуют лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту категорию. Мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и инструменты и машины» . Являясь сторонником теории трех факторов производства, Дж.С. Милль определяет капитал как произведенное средство производства. Процесс образования капитала он ставит в зависимость от возможностей накопления человеком определенного мастерства: «мастерство рабочего считается богатством лишь в качестве средства приобретения богатства в его материальном смысле; любые качества, не ведущие к этой цели, едва ли вообще рассматриваются как богатство» .

Роль идей Маркса в формировании экономической концепции, разделяющей капитал на две части: человеческий и нечеловеческий, ее представители первоначально не признавали. Но уже в конце 60-х, начале 70-х годов XX в. появились высказывания основоположников и приверженцев нового направления экономической мысли - теории человеческого капитала, открыто критикующие марксистское учение о капитале и рабочей силе. Так, Л.Туроу считает, что «марксистское экономическое учение совершенно игнорировало человеческий капитал. Оно придавало значение физическому капиталу в производстве и подчеркивало неизбежное уничтожение человеческого капитала. Согласно предсказаниям Маркса о будущем, труд даже будет не нужен для производства... Человеческий капитал не потребуется» . Еще более резким выглядит мнение Р.Перлмэна: «Акцент на содержащиеся в труде аспекты человеческого капитала представляет собой капиталистический ответ на марксистскую доктрину - ответ путем вывертывания этой доктрины наизнанку. В то время как марксизм считает капитал воплощением труда, школа «человеческого капитализма» объясняет различия в качестве труда как отражение различных размеров примененного капитала» .

Представляется не достаточно обоснованной точка зрения, полностью отвергающая влияние марксистской теории на формирование концепции человеческого капитала. В идеях Маркса можно найти много общего с современной теорией человеческого капитала. Некоторая взаимосвязь обеих теорий прослеживается уже в определении и важнейших категорий. Маркс, говоря о рабочей силе, как о товаре «особого рода», характеризует ее как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие- либо потребительные стоимости» . То есть основной характеристикой рабочей силы в понимании Маркса выступают человеческие способности. В основе человеческого капитала - так же способности человека: «человеческий капитал определяется как производительные навыки, способности и знания, которыми обладает индивид, и измеряется рыночной ценой совокупности произведенных им товаров и услуг» . К основным инвестициям, формирующим человеческий капитал обычно относят затраты на обучение, подготовку на производстве, здравоохранение, миграцию. Маркс же неоднократно подчеркивал, что для формирования «развитой и специфической рабочей силы» требуются определенные затраты: «Для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов. Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации рабочей силы» . Тем самым Маркс подчеркивает роль образования в развитии рабочей силы и указывает на различный уровень издержек, связанных с образованием работников разной квалификации. Наибольшее количество исследований в области человеческого капитала проведено именно с целью получения оценки влияния образования на формирование и накопление человеческого капитала. Современные исследователи человеческого капитала большое внимание уделяют затратам времени, связанным с формированием и развитием человеческого капитала. Так, по мнению Л.Туроу «индивидуумы... вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы...каждый индивидуум располагает некоторым первоначальным запасом финансовых ресурсов некоторым первоначальным запасом человеческого времени. Запас человеческого времени является столь же базовым, как и запас ресурсов. Это - главный актив человеческого капитала, который позволяет индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала... Без времени другие человеческие и физические активы бесполезны...» . К.Маркс определял свободное время рабочего главным условием развития производительных способностей: «С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем под этим основным капиталом понимается сам человек...Свободное время, представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, разумеется превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства» . Идея К.Маркса, «что кроме рабочего времени, овеществленного в жизнедеятельности рабочего, - то есть того рабочего времени, которое потребовалось для оплаты продуктов, необходимых для сохранения жизнедеятельности рабочего, - в его непосредственном бытии овеществлен еще и дальнейший труд, а именно те стоимости, которые рабочий потребил, чтобы достичь определенной способности к труду, способного мастерства, - а стоимость этой способности, этого особого мастерства измеряется тем, с какими издержками производства может быть создано подобное мастерство в труде...» , еще раз подчеркивает его внимание к формированию полезных качеств человека. Кроме того, Г.Беккер признавал использование Марксом и его последователями «экономического» подхода, как это было принято у них называть», но уточнял, что содержание этого подхода у них различное: «в отличие от марксистской теории экономический подход, который имею в виду я, не предполагает, что индивиды движимы исключительно корыстными интересами или соображениями материальной выгоды. Речь идет об аналитическом методе, а не о тех или иных конкретных мотивах» .

Существует, безусловно, заметная разница в объекте исследования сравниваемых теорий. Марксизм ставит целью изучение общественных отношений между людьми «при производстве и использовании живых производительных сил человека», теория человеческого капитала рассматривает «сами эти силы», их производство и применение.

Несмотря па указанное принципиальное отличие, па наш взгляд, идеи К.Маркса все же оказали определенное влияние па процесс становления современной теории человеческого капитала.

Кроме того, следует учесть, что при разработке плана исследований общественных отношений К.Маркс, как известно, наметил написать шесть отдельных книг. Вслед за «Капиталом» и «Земельной собственностью» планировалась третья, посвященная определенному экономическому отношению, являющемуся составной частью всей системы общественных отношений при капитализме - наемному труду. Основным содержанием книги должно было стать рассмотрение капиталистических форм процессов создания физических и умственных способностей человека к труду, а так же законов личностного развития наемного работника и формирования рабочего класса .

В конце XIX- начале XX века в экономической теории появилось направление, рассматривающее самого человека или его способности как капитал (следует отметить, что сам термин «человеческий капитал» появился значительно позже). Его представители - У.Фарр, Г.Маклеод, Дж.Мак-Куллох, Л.Вальрас, А.Маршал и др. Отождествление человека как субъекта труда с капиталом прослеживается во взглядах Дж.Мак-Куллоха: «Вместо того чтобы понимать под капиталом лишь всю ту долю произведенной продукции, внешней по отношению к человеку, которая может быть использована для содержания человека и для обеспечения производства, нам следует - и здесь у нас, по- видимому, налицо весьма весомые причины - рассматривать самого человека как часть национального капитала» . Аналогичной позиции придерживался Л.Вальрас, утверждавший, что человек является «естественным и вечным капиталом. Естественным - потому, что он не произведен искусственно, вечным - потому, что каждое поколение воспроизводит себе подобных» . Г.Маклеод же к капиталу относил некоторые характеристики человека, причем только те, что делают человека эффективным с экономической точки зрения. Следует отметить, что именно такая позиция свойственна современной теории человеческого капитала.

Достаточно спорной является роль А.Маршалла в формировании концепции человеческого капитала. В этой связи детальному анализу подвергаются его «Принципы экономической науки» (1890 г.). Часть исследователей убеждены, что именно он «убил тот интерес к данной проблеме, который неуклонно развивался в рамках основного направления ортодоксальной экономической науки; Маршалл отверг идею о «человеческом капитале» как нереалистичную, и считается, что его судейский авторитет ответственен за увядание этой идеи» . Сторонники этой точки зрения ссылаются на восьмое, вышедшее в 1958г., издание «Principles of Economic».

Другие, напротив, считают, что «А.Маршалл, по сути, закладывает предпосылки современной теории человеческого капитала, определив оптимальные для экономического успеха качества как некую совокупность черт и особенностей поведения, которые формирует каждый человек самостоятельно, но под влиянием конкретных экономических условий» . Такие утверждения базируются па тексте более позднего (1961г.) издания «Principles of Economic», содержащем высказывания А.Маршала, рассматривающие человека и его способности как капитал.

Особенность взгляда А.Маршалла заключается в том, что самого человека он не считает капиталом: «Самый ценный капитал - это тот, который вложен в человеческие существа» . Затраты, связанные с воспитанием и обучением работника приносят, по мнению А.Маршала, «инвестору» лишь часть цены будущих «услуг» этого работника. Человек не может ни покупаться, ни продаваться, как вещественные факторы производства: «нам следует обратить свое снимание в первую очередь на то, что человеческие агенты производства не покупаются и не продаются подобно машинам и иным материальным агентам производства. Рабочий продает свой труд...» . Продавая свой труд, рабочий остается собственником самого себя.

Труд человека востребован, в силу следующих особенностей его поведения как субъекта экономических отношений:

  • стремление к материальному комфорту, стимулирующее извлечение максимального количества работы, которое может быть получено за определенный отрезок времени;
  • стремление к повышению экономической целесообразности своих действий, заставляющее «постоянно каждого спрашивать себя, не мог ли он улучшить положение, изменив свою область коммерции либо изменив способ ее осуществления» ;
  • вовлечение «себя лично и свою собственность в новые и рассчитанные на отдаленное будущее предприятия» с целью гарантии получения дохода в будущем .

Тем не менее, научный интерес к рассмотрению человека и его способностей в качестве капитала в первой половине XX века заметно снизился. По мнению В.С.Гойло «в начале XX века влияние А.Маршала как лидера неоклассической школы было достаточно велико, и его позиция, несомненно, оказала соответствующее воздействие на эволюцию буржуазной экономической мысли в рассматриваемой области. В итоге интерес буржуазных экономистов того времени к категории «человеческих агентов производства» почти пропал и широко развернутые до этого исследования пошли на убыль» . «Сам факт, отбросил ли Маршалл концепцию человеческого капитала или нет, относительно не имеет важного значения. Он, безусловно, не сделал никакого существенного вклада в литературу о человеческом капитале, - утверждает Б.Кикер, - Важно, однако, то, что ученики и последователи Маршалла, подчиняясь желанию сохранить реалистичную экономическую пауку в контакте с «языком рынка», не смогли рассмотреть качественные улучшения человеческих существ в рамках теории капитала...»[ 166]. В результате в конце XIX - начале XX в. было предпринято лишь несколько попыток оценки стоимости, как отдельного человека, так и всего населения той или иной страны: Ш.Никольсоном (1896 г.), И.Фишером (1908 г.), С.X.Форситом (1914 - 1915 гг.), Ф.Крамом (1919 г.), Ю.Л.Фишем (1921 г.), Л.Дублином и

A. Лотком (1931 г.). Так, Л.Дублин определил, что «капитальная стоимость населения» и «материальное богатство» США в 1922 г. находились в пропорции пять к одному .

Значительной, по практически незамеченной осталась статья сотрудника Гарвардского университета Дж. Уолша «Концепция капитала, применимая к человеку» (1935 г.). В ней автор, ссылаясь иа идеи

B. Петти, А.Смита и К.Маркса отмечает: «С дней сэра В. Петти многими экономистами человек был включен в категорию основного капитала, потому что подобно капиталу (средствам производства), издержки, воплощенные в человеке, должны быть возмещены с прибылью» . Дж. Уолш подробно исследует вопрос о том, существуют ли различия в инвестировании в физический и человеческий капитал. Для проверки положения, относящего затраты на профессиональное образование к инвестициям в капитал с целью последующего получения прибыли, использовались данные о заработках людей с разными уровнями образования. В результате сделан вывод о том, что ценность образования в колледже превосходит стоимость его приобретения. Однако, для лиц, имеющих научные степени, стоимость получения образования превосходит его ценность. Причину этого Дж. Уолш определяет в том, что рассматривается только денежный оборот, а ученые с этими степенями помимо материального вознаграждения получают особое удовлетворение от признания их заслуг, а так же дополнительные потребительские ценности, например, возможность путешествовать, длительные отпуска. Учет этих факторов увеличивает ценность и сближает ее со стоимостью. Ценность, в таком случае, превосходит стоимость для людей с высоким уровнем образования, если имеется краткосрочное превышение спроса па их услуги над их предложением; однако, со временем, по мере увеличения предложения, ценность образования станет равной стоимости . Дж. Уолш так же ставит вопрос об оценке способностей человека, приобретаемых «посредством строго профессионального образования». Кроме того представляет расчеты влияния профессионального образования на уровень национального дохода США.

Как уже отмечалось, каждая экономическая теория является отражением социально-экономических и политических условий, характерных для времени ее возникновения. Именно поэтому трудно предположить, что в XIX и первых десятилетиях XX века в силу особенностей развития общества того периода, паука могла ставить перед собой четкую задачу изучения человека как носителя капитала. Следует отметить, что в большей степени внимание экономической науки было сосредоточено не на вопросах формирования, а па вопросах использования имеющихся способностей и возможностей человека в процессе труда. Несмотря на существование к тому времени определенного направления экономической мысли, рассматривающего самого человека или его способности как капитал, объективных условий, для формирования стройной концепции человеческого капитала еще не сложилось.

Научно-техническая революция середины XX века и связанные с ней социальные и экономические изменения в жизни общества во многом послужили толчком к появлению нового взгляда на работника, обозначив ряд проблем, связанных с формированием его профессионально значимых характеристик. Огромные изменения в технике и технологиях требовали принципиально нового работника, потенциал которого становился решающим фактором общественного развития и экономического роста. Недостаточность адекватных потребностям развивающейся научно-технической революции квалифицированных кадров отражалась на производстве национального дохода и уровне накопления. В силу этого научно технический прогресс и структурные изменения в экономики явились объективными предпосылками появления новой экономической теории, объясняющей необходимость формирования и совершенствования капитала, воплощенного в живой человеческой личности посредством инвестиций в потенциально ценные качества работника.

Теоретическое оформление современной теории человеческого капитала было положено статьей профессора колумбийского университета Дж.Минцера «Investment in Human Capital and Personal Income», опубликованной в научном экономическом журнале в августе 1958 года. В след за ней появляются работы другого представителя американской экономической мысли, профессора Чикагского университета Т. Шульца, которому чаще всего приписывают роль первооткрывателя концепции человеческого капитала, называя «отцом революции вложений в человеческий капитал». Наиболее заметными публикациями Т.Шульца по указанной проблеме явились статьи «Создание капитала образованием» (1960 г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961 г.). «Концепция капитала, - пишет Т.Шульц, - исходит из наличия нечто реально существующего, что обладает экономическим свойством оказывать будущие услуги, имеющие некоторую стоимость... Понимание капитала как нечто такого, что оказывает будущие услуги, позволяет приступить к последующему делению целого на две части, а именно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал» .

В 1962 г. в научном экономическом журнале появляется статья еще одного представителя «чикагской школы» Г.Беккера «Инвестиции в человеческий капитал: теоретический анализ». А в 1964 г. выходит в свет фундаментальная классическая работа Г.Беккера «Человеческий капитал: теоретический и имперический анализ», во многом определившая дальнейшие исследования в этой области.

Заслуги Т.Шульца и Г.Беккера получили высокое признание мирового экономического сообщества. В 1979 г. Т.Шульц совместно с У. Артуром Лыоисом был удостоен Нобелевской премии по экономике «За новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». В речи члена Шведской королевской академии наук Э. Лундберга при презентации лауреатов Т.Шульц назван «первым ученым, обобщившим анализ воздействия инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Шульц и его ученики показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более высокий доход от «человеческого капитала», чем от вещественного капитала» . А в 1992 г. Нобелевская премия присуждена Г.Беккеру «За исследования широкого круга проблем человеческого поведения и реагирования, не ограничивающегося только рыночным поведением».

Концепция производства человеческого капитала, по мнению В.С.Гойло , отказалась от доктрины Ж.Сэя. «Экономисты- классики, - пишет М.Блауг, - обычно говорили о «земле, труде и капитале», однако современная экономическая наука уже давно ассимилировала землю с капиталом. Осталось сделать один шаг дальше и свалить труд в капитал...» . «Классический подход к земле, труду и капиталу является недостаточным,- объясняет Т.Шульц, - Между тем каждый (из указанных выше факторов производства) можно рассматривать как одну из форм капитала» . Т.Шульц, М.Блауг заменили старую догму Сэя на новую - о «двух видах капитала» («человеческом и нечеловеческом») в качестве факторов производства . «Экономисты-классики, - пишет С.Боулс, - долгое время трактовали труд как товар. Они вводили труд рабочего в свою аналитическую структуру, предполагая, что обмен труда на заработную плату идентичен всем прочим видам обмена... Но с постепенным ростом объема ресурсов, направленных на воспитание детей, образование, здравоохранение и подготовку на производстве, переход к более точной трактовке рабочего как капитального блага кажется... неизбежным. С концепцией человеческого капитала связаны фундаментальные представления, которые были недопустимы более ранними версиями неоклассической теории. Во-первых, она вернулась к традиции Риккардо и Маркса в трактовке труда как произведенного средства производства...Во-вторых, она отвергла упрощенное предположение об однородности труда и сосредоточила внимание на разнокачественности рабочей силы. В- третьих, она ввела в русло экономического анализа основные социальные институты (такие, как образование и семья), первоначально относившиеся к чисто культурной, надстроечной сфере».

По мнению С.А.Дятлова, «в целом... положение о том, что человека или его приобретенные способности к труду необходимо рассматривать как капитал, основано на следующих моментах:

  • стоимость воспитания и образования человека образуют реальные (материальные, денежные) затраты;
  • труд образованного человека является более производительным, чем малообразованного;
  • затраты на образование и профессиональное обучение способствуют через рост производительности труда увеличению национального богатства .

Предметом исследования авторов концепции человеческого капитала «являются не столько общественные отношения между людьми при производстве и использовании живых производительных сил человека, сколько сами эти силы, их конкретное производство и применение... «капиталом» объясняется не определенное общественное отношение, свойственное определенной экономической формации, не превращенные в капитал вещи и иные необходимые элементы капиталистического производства, включая рабочую силу, а вообще вещи и производительные силы, в том числе способности человека, как таковые» .

Сторонники концепции человеческого капитала, объясняя ее значимость, пишут: «для того, чтобы человеческий капитал был полезной экономической концепцией, следует исходить из того, что труд должен оплачиваться в соответствии с тем, что он производит. В частности, он должен получать свой предельный продукт...Если труд получает свой предельный продукт, то заработки отражают производительные способности....если индивидуумы не получают своего предельного продукта, капитализация заработков не помогает решению четырех фундаментальных проблем, которые призвана разрешить концепция человеческого капитала:

  • капитализированные заработки не могут быть использованы для измерения производительной способности. Следовательно, их нельзя будет использовать для определения количества и измерения вложений производительных ресурсов;
  • индивидуумы все еще будут заинтересованы в отыскании факторов, повышающих их собственные заработки, однако поиски эти не будут сосредоточены исключительно или возможно даже в первую очередь на производительных способностях, знаниях и талантах. Инвестиции в производительные способности не увеличили бы заработки или человеческий капитал;
  • если изменения в капитализированных заработках не отражают сдвигов в производительности, человеческий капитал нельзя использовать с тем, чтобы объяснить источники экономического роста;
  • изменение распределения доходов все еще оставалось бы важной проблемой, но усилия переместились бы с мероприятий, имеющих целью повысить производительные способности (образование, различные виды подготовки и т.п.), на любые другие факторы, которые непосредственно сказываются на заработках» .

Сегодня концепция человеческого капитала представляет собой активно развивающееся направление экономической мысли и, по словам Л.Туроу, «играет центральную роль в современном экономическом анализе» . Она изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением, по мнению Р.И.Капелюшникова, связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

  • выделение «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
  • переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);
  • признание человеческого времени ключевым экономическим ресурсом .

Сформированный концепцией человеческого капитала экономический подход к человеку и его рациональному поведению активно развивается современной теорией и широко использует практикой.

Работники становятся капиталистами не от размывания собственности на корпоративные активы (акции), как утверждает молва, а от приобретения знаний и навыков, имеющих экономическую стоимость.

Т. Шульц, Лауреат Нобелевской премии

Ключевые слова:

теория человеческого капитала анализ человеческих ресурсов первоначальные издержки издержки набора и отбора восстановительные издержки индивидуальная стоимость работника

Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно “человеческий ресурс” или “человеческий потенциал” стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий фактор” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. 1

4.1. Теория человеческого капитала

К тому ж они так непорочны, Так величавы, так умны, Так благочестия полны, Так осмотрительны, так точны,...

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает “чистые” валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения. И даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.

Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности 2 . По его методу “ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят”. Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а “моряк в действительности равен трем крестьянам”.

В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи 1 . В расчетах он использовал понятие “недополученный” или “упущенный” доход.

В нашем столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем 2 , классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Основные этапы развития теории капитала в работах известных экономистов (формирование концепции человеческого капитала)  


Глава 8 Концепция человеческого капитала  

В настоящее время все большее распространение в управлении персоналом получает концепция человеческого капитала. Основоположниками этой концепции считаются два экономиста Чикагской школы , получившие мировое признание, лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гари Беккер. Они рассматривали инвестиции в развитие и обучение персонала как наиболее эффективное помещение капитала, которое приносит достаточно высокую прибыль.  

В чем суть концепции человеческого капитала  

Становление и развитие общественного производства человеческих сил и способностей начинают во вое большей степени опосредоваться денежными отношениями. Отныне развитие человеческой личности сопряжено со значительными денежными затратами . Человеческая личность начинает рассматриваться как сфера приложения капитала. Не случайно экономисты, начиная с У. Петти, рассматривают навыки и знания рабочего как важный элемент национального богатства . Но особенно большое развитие концепция человеческого капитала получает в XX в., в эпоху становления я развития научно-технической революции , когда корпорации и государство уже прямо и непосредственно начинают участвовать в воспроизводстве человеческих сил и способностей.  

Для менеджмента личность человека как объект и субъект управления важна с точки зрения поведения его на работе, общения с сотрудниками, отношения к делу, способностей, опыта, порядочности, честности и других черт характера . Не случайно в менеджменте разработаны концепции человеческого капитала, человеческих отношений и поведенческая.  

Данным проблемам посвящены труды многих отечественных авторов, хотя в дореформенный период работы, посвященные концепции человеческого капитала, в большинстве случаев подвергались критике. Однако в данных трудах широко проанализирована категория человеческий капитал и предопределена вероятность (возможность) развития множества направлений науки, которые рассматривают далеко не последнее место человека в экономической системе.  

Подмастерьям обычно платят мало. Используя концепцию человеческого капитала, объясните это явление.  

Концепция человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал , их типы. Виды затрат , связанных с инвестициями в человеческие ресурсы . Инвестирование в образование.  

Данная глава рассматривает оба вышеозначенных подхода к концепции человеческого капитала. Социологические воззрения на роль образования в обществе будут представлены в первом параграфе настоящей главы, далее же мы рассмотрим экономическую интерпретацию концепции человеческого капитала. Завершит главу общий анализ теоретических (экономических и социологических) подходов к изучению воспроизводства человеческого капитала.  

Главным действующим лицом в концепции человеческого капитала, как и в других теориях классического экономического анализа, является рациональный индивид, пытающийся максимизировать свои чистые (нетто-) доходы за весь период жизненного цикла , а центральными понятиями, соответственно, становятся "ценность" и "время".  

Следует отметить несколько спорных моментов, вызвавших критику концепции человеческого капитала  

В данной работе была представлена попытка разобраться в причинах воспроизводства неравенства через систему образования. Для этого мы обратились к концепции человеческого капитала, предложенной экономистами.  

Сторонники концепции человеческого капитала стремятся объяснять различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования , качество обучения, возраст, объем производственного опыта, продолжительность рабочего времени и т.п. В основном это факторы, находящиеся под контролем самого индивидуума. Он сам может решать, каким будет его образование, сколько и с какой интенсивностью трудиться в течение года, стоит ли повышать квалификацию и т.д. Уровень заработной платы работника оказывается в зависимости от его собственных усилий и от величины накопленных им знаний, навыков и способностей. Приверженцы теории человеческого капитала делают упор на рациональности поведения индивида, подчеркивая момент свободы выбора при определении им величины своего будущего дохода.  

Капелюшников Р.И. Концепция человеческого капитала критика современной буржуазной политической экономии. М., 1977.  

Растущие социальные обязательства, а также зависимость экономического и социального прогресса от научного знания, накопления человеческого капитала , уровня развития инфраструктурных отраслей приводили к постоянному увеличению расходов государства на широкий круг услуг, прежде всего науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание и вспомоществование. В 60-70 годы воздействие государства на услуги многократно возросло в связи с усилением его экономических функций и увеличением бюджетных расходов на образование, здравоохранение и другие социальные цели в контексте концепции и программ государства благосостояния . В США, например, с 1955 по 1970 г. доля образования и здравоохранения в общих бюджетных расходах увеличилась с 14,5 до 20,8%.  

В Концепции отмечается, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала . Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран/При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Интенсивная разработка концепции человеческого капитала началась в 50-60-е гг. XX в. как попытка объяснить увеличение разрыва в темпах экономического роста и развития между группой промышленно развитых стран и остальными. В рамках данного направления работали Т. Шульц (1961), Э. Денисон (1962), Дж. Кендрик и др. В результате, было установлено, что одним из основных факторов увеличения производительности в промышленно развитых странах в послевоенный период является рост инвестиций в образование (как частное, так и государственное). Этот эффект был описан через влияние "прогресса знаний", "скрытых капиталовложений" на производительность и экономический рост "образование может повышать качество человеческих усилий, хотя мы рассматриваем образование... как обслуживающее культурные цели, весьма далекие от формирования человеческого капитала , который участвует в экономическом росте" .  

В большинстве исследований умственные способности измерялись коэффициентом интеллекта (Intelle tual oeffi ient) и другими тестовыми показателями. В связи с этим некоторые экономисты стали утверждать, что значение природных способностей в концепции человеческого капитала занижено из-за несовершенства существующих методов измерения. В серии исследований П. Тобмэна показано, что на долю генетического потенциала приходится 45% различий в заработках, на долю социального происхождения - 12%, тогда как на долю образования (в той мере, в которой оно является посредником в передаче более глубинных факторов) - всего лишь около 6%8.  

Содержание учебного пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей Бухгалтерский учет , анализ и аудит, Менеджмент, Экономическая теория . Данное учебное пособие может применяться при изучении следующих дисциплин экономика организаций (предприятий), экономика предприятия, теория экономического анализа , международные стандарты учета и финансовой отчетности , комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности . В данном курсе обозначены также связи с другими дисциплинами - с менеджментом,

Человеческий капитал является особой экономической категорией, основной проблемой исследования которой является специфическая природа человеческого капитала, обусловленная совокупностью физических и умственных способностей человека, определяющих его способность к труду.

Наиболее распространено следующее определение понятия человеческий капитал:

Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Данный подход отражает основные составляющие человеческого капитала, которыми являются интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Данная трактовка указывает на тот факт, что наличие человеческого капитала означает способность людей к участию в производстве.

Специфические особенности понятия человеческого капитала представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Понятие человеческого капитала

Способность людей к участию в производстве определяет интерес к понятию человеческого капитала со стороны предприятий, так как эффективное использование человеческого капитала обеспечивает экономический рост, т.е. увеличение объема создаваемых полезностей, следовательно, повышается уровень хозяйственной деятельности предприятия.

Понятие человеческого капитала определяется в рамках нескольких концепций, включая экономическую теорию, управление персоналом, которое в свою очередь, разграничивает управление человеческими ресурсами и управление человеческим капиталом. Таким образом, человеческий капитал проявляет себя непосредственно в качестве капитала и в виде особого ресурса. С точки зрения сущностного содержания природы человеческого капитала, данное понятие затрагивает широкий спектр категорий науки управления людьми.

Разница в терминологии обусловлена включением в концепции "управления людьми" и "управление персоналом" двух взаимосвязанных понятий человеческого капитала и человеческих ресурсов. Философия и прикладные аспекты управления персоналом являются определяющими и для человеческого капитала, и для человеческих ресурсов, тогда как управленческое воздействие в теории управления людьми направлено на построение систем управления человеческими ресурсами и человеческим капиталом.

Взаимосвязь между этими аспектами представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Взаимосвязь между аспектами управления людьми

Теория человеческого капитала была разработана учеными-экономистами, среди которых наибольший вклад в разработку внесли Т. Шульц и его последователь Г. Беккер . Ими были заложены методологические основы и основные элементы теории человеческого капитала.

В таблице приведены несколько определений понятия человеческий капитал зарубежных авторов.

Понятие человеческий капитал

Определение понятия "человеческий капитал"

Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом.

Рассматривайте все человеческие способности либо как врожденные, либо как приобретенные. Свойства, которые являются ценными и могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом.

Человеческий капитал представляет собой человеческий фактор в организации, это объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают организации отличительный характер.

Скарборо и Элиас

Концепцию человеческого капитала чаще всего рассматривают, как связующую концепцию, т. е. связь между практическими методами человеческих ресурсов и качеством работы компании с точки зрения активов, а не бизнес-процессов.

Человеческий капитал – это нестандартизированный, неявный, динамичный, зависящий от контекста и воплощенный в людях уникальный ресурс.

Дэвенпорт

Человеческий капитал – знания, навыки и способности людей, которые создают стоимость. Люди обладают врожденными способностями, поведением и личной энергией, и эти элементы формируют человеческий капитал. Владельцев человеческого капитала являются работники, а не их работодатели.

Человеческий капитал создает добавленную стоимость, которые делают люди для организации. Следовательно, человеческий капитал является условием конкурентного преимущества.

Шульц утверждал, что "благосостояние людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний". Именно этот качественный аспект экономики он определил как "человеческий капитал". Его зарубежные апологеты придерживались аналогичного подхода, постепенно расширяя трактовку человеческого капитала.

В целом, человеческий капитал выступает главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего этапа социально-экономического развития.

Человеческий капитал представляет собой результат различных видов деятельности человека: получения образования, воспитания, трудовых навыков. Затраты на приобретение знаний расцениваются при этом как инвестиции, формирующие капитал, который впоследствии будет приносить его владельцу регулярную прибыль в виде более высокого заработка, престижной и интересной работы, повышения социального статуса и т.д.

Роль человеческого капитала проявляется через социальные институты, что позволяет проанализировать не только социальные параметры, но и изучить влияние социальных факторов на рыночную экономику.

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала делает акцент на добавленной стоимости, которую люди могут создать для организации. Она рассматривает людей, как ценный актив и подчеркивает, что инвестиции организации в людей генерируют доходы, которые стоят затраченных средств. Устойчивого конкурентного преимущества можно достичь только тогда, когда у фирмы есть запас человеческих ресурсов, который не смогут имитировать или воспроизвести ее конкуренты, благодаря найму работников с ценными с точки зрения конкуренции знаниями и навыками, многие из которых трудно сформулировать.

Для работодателя инвестиции в обучение и развитие персонала – это средство привлечения и сохранения человеческого капитала, а так же способ получить более высокие доходы от этих инвестиций. Предполагается, что эти доходы станут следствием повышения качества работы, гибкости и способности к введению инноваций в результате повышения уровня знаний и компетенции. Таким образом, теория человеческого капитала позволяет объективно утверждать следующее:

Знания, умения и навыки являются ключевыми факторами, определяющими успех отдельной компании и экономики страны в целом.

Вместе с тем существует точка зрения, отвергающая подход к человеческому капиталу, как к некоему активу, по аналогии с финансовым и основным капиталом. Майкл Армстронг в своей книге "Политика управления человеческими ресурсами" указал на следующий аспект. "Сотрудники, особенно, квалифицированные, считают себя независимыми агентами, которые сами вправе выбирать, как распоряжаться своими талантами, временем и энергией. В связи с этим компании не могут распоряжаться и, тем более, владеть человеческим капиталом. Тем не менее, компании располагают определенными возможностями для того, чтобы эффективно использовать человеческий капитал с помощью организационно-экономических методов".

Суть теории человеческого капитала заключается в том, что основной формой богатства являются материализованные в человеке знания и его способность к эффективному труду.

Теория человеческого капитала вкладывает в данное понятие следующее:

  • приобретенный человеком набор навыков, умений и обладание им определенными знаниями в различных областях;
  • рост доходов ведет к заинтересованности человека в дальнейших инвестициях в человеческий капитал;
  • целесообразность использования человеческих знаний в различных видах деятельности с целью повышения производительности труда и эффективности производства;
  • использование человеческого капитала ведет к повышению доходов человека за счет его трудового заработка в будущем путём отказа от некоторых текущих потребностей;
  • все способности, знания, навыки и умения являются неотделимой часть самого человека;
  • необходимым условием формирования, накопления и использования человеческого капитала является мотивация человека.
Основным положением теории человеческого капитала является утверждение, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы. Для накопления и использования человеческого капитала, необходимы затраты на здравоохранение, образование, профессиональное, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности и качества труда.

Г. Беккером был введен термин "специальный человеческий капитал". Под специальным капиталом понимаются только определенные навыки, которые человек может использовать в каком-либо конкретном виде деятельности. В частности, к специальному капиталу относятся все профессиональные навыки человека. Таким образом, "специальный или специфический человеческий капитал – знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме". Отсюда следует необходимость специальной профессиональной подготовки, т.е. получения знаний, приобретения умений и навыков, увеличивающих специальный человеческий капитал.

Согласно теории человеческого капитала, процесс его воспроизводства имеет три стадии:

Стадии воспроизводства человеческого капитала

Описание

Формирование

На первой стадии человек получает образование. Это базовая стадия для человеческого капитала, в процессе которой приобретаются знания, умения и навыки. От этого будет зависеть дальнейший род деятельности, место в обществе и уровень дохода человека. Образование является основной инвестицией в человеческий капитал, так как существует высокая зависимость между стоимостью полученного образования и стоимостью человеческого капитала.

Накопление

Дальнейшее накопление человеческого капитала происходит в процессе трудовой деятельности, обогащая человека профессиональными умениями и навыками, которые помогут повысить эффективность его трудовой деятельности и увеличить доход. На этой стадии растет специальный человеческий капитал.

Использование

Использование человеческого капитала выражается через участие человека в производстве, за что он получает вознаграждение в виде заработной платы. При этом размер человеческого капитала напрямую влияет на уровень доходов.

Теория человеческого капитала указывает на то, что данный процесс непрерывен и на полученное вознаграждение человек может осуществлять дополнительные инвестиции в свой капитал, посредством дальнейшего профессионального обучения, повышения своей квалификации и т.д. Это позволит увеличить уровень дохода, что является основным стимулом для постоянного увеличения человеческого капитала.

Структура человеческого капитала зависит от характера деятельности человека, его специализации, в том числе отраслевой, динамики трудового дохода и т.д. Следует отметить, что структура человеческого капитала конкретного человека может претерпевать изменения с течением времени. Это происходит в зависимости от предпринимаемых человеком действий, расширения своих знаний и навыков или наоборот специализации на одном направлении.

Стоимость человеческого капитала определяется как приведенная стоимость всех будущих трудовых доходов человека, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. "На стоимость человеческого капитала влияют возраст (трудовой горизонт) человека, его доход, возможная вариабельность дохода, налоги, ставка индексации зарплаты по инфляции, размер предстоящих пенсионных выплат, а также ставка дисконтирования доходов, которая отчасти определяется типом человеческого капитала (а точнее, связанными с ним рисками)" .

Таким образом, в теории человеческого капитала данное понятие выступает как продукт производства, представляет собой знания, умения, навыки, которые человек приобретает в процессе обучения и трудовой деятельности, и как любой другой вид капитала, имеет способность накапливаться.

Как правило, процесс накопления человеческого капитала носит более длительный характер, чем процесс накопления физического капитала. Это процессы: обучения в школе, вузе, на производстве, повышение квалификации, самообразование, то есть непрерывные процессы. Если накопление физического капитала длится, как правило, 1–5 лет, то процесс накопления в человеческий капитал – 12–20 лет.

Накопление научно-образовательного потенциала, лежащего в основе человеческого капитала, имеет существенные отличия от накопления материальных ресурсов. На начальном этапе человеческий капитал за счет постепенного накопления производственного опыта имеет низкую ценность, которая не уменьшается, а накапливается (в отличие от физического капитала). Процесс повышения ценности интеллектуального капитала обратен процессу обесценения физического капитала.

Концепция человеческого капитала

Учитывая характер экономической деятельности современных компаний, можно отметить, что для них человеческий капитал приобретает особое значение, так как именно за счет его использования компании могут осуществлять инновационную деятельность, в какой бы то ни было форме. Производственные, коммерческие, управленческие и общехозяйственные проекты ведут к созданию и реализации организационно-экономических преимуществ, которыми уже располагает компания.

Исходит из положения, что человеческий капитал выступает фундаментально значимым активом для предприятий, так как разработка и внедрение инноваций без его наличия не представляется возможным в современных социально-экономических условиях. В совокупности, человеческий капитал представляется ключевым активом организации, без которого она не может существовать в условиях современного развития национальной экономической системы.

Таким образом, согласно концепции человеческого капитала, для современной компании данный актив приобретает особое значение, так как позволяет эффективно реализовывать инновации на практике, внедрять их в производственную, коммерческую, управленческую деятельность, а также создавать преимущества организационного и экономического характера.

Человеческий капитал отражает потенциал, имеющийся для обеспечения роста интенсивности, эффективности и рационализации профессиональной деятельности человека. Наличие человеческого капитала предполагает способность людей к участию в производстве.

Концепция человеческого капитала рассматривает данное явление как особую экономическую категорию, которая представляет собой совокупность интеллектуальных способностей, приобретенных знаний, профессиональных навыков, умений, которые человек получает в результате обучения, опыта и практической деятельности.

Вместе с тем, человеческий капитал, являясь фактором развития имеющегося у человека потенциала, ведет к прямому и косвенному росту производительности труда на действующих предприятиях, а также росту эффективности их деятельности за счет использования имеющегося человеческого капитала. Фактически, человеческий капитал выступает приоритетным фактором инновационного типа экономического развития, поскольку предприятия способны добиваться больших успехов в своей хозяйственно-экономической деятельности, развивая ее за счет использования человеческого капитала.

В целостной концепции человеческого капитала подходы к его оценке основываются на различных моделях организационно-управленческого характера, использующих качественные и количественные параметры для оценки. Вместе с тем, возможности предприятия, производящего оценку человеческого капитала, обычно ограничиваются его возможностями по созданию такой системы оценки, которая позволяла бы объективно определить имеющийся человеческий капитал, кроме того, потребности в оценке могут отличаться у различных предприятий. Необходимо отметить, что наиболее формализованными являются подходы, основанные на количественных параметрах и стоимостных показателях оценки человеческого капитала, тогда как сугубо управленческие модели не позволяют предприятию оценить его достаточно точно, так как оперируют лишь качественными или натуральными характеристиками. Следовательно, концепция человеческого капитала оперирует качественными и количественными характеристиками данного актива.

Факторы развития человеческого капитала

Факторы развития человеческого капитала включают следующие сочетания индивидуальной и производственной деятельности:

  1. Сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве с последующими оптимальными затратами.
  2. Сочетание знаний и опыта, использующегося человеком в сфере общественного воспроизводства, с ростом производительности труда и повышением эффективности производства.
  3. Запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника.
  4. Увеличение индивидуальных доходов сочетается с воспроизводством человеческого капитала в широком понимании (дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность).

Происходит процесс кругооборота: собственно человеческий капитал способствует эффективности производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Следовательно, факторы развития человеческого капитала и собственно их влияние на развитие капитала имеют характер циклически повторяющегося процесса. Этот процесс бесконечен, поскольку стремление к увеличению индивидуального и национального богатства не имеет верхнего предела.

Факторы развития человеческого капитала обуславливают алгоритм, на котором основано развитие человеческого капитала, данный алгоритм показан на рисунке 3.

Рисунок 3 – Развитие человеческого капитала

Процесс развития человеческого капитала носит организационно-комплексный характер. Обновление человеческого капитала сопровождается развитием возможностей и способностей индивида с последующей их реализацией. Поэтому мотивами, влияющими на этот процесс, могут быть как материальные, так и духовные.

Можно справедливо утверждать, что основными мотивами развития человеческого капитала выступают следующие:

  • физиологические мотивы,
  • мотивы безопасности,
  • социальные мотивы,
  • мотивы уважения,
  • мотивы самоуважения.

За счет увеличения индивидуальных доходов собственников человеческого капитала происходит экономический рост экономики страны – так можно охарактеризовать влияние человеческого капитала на экономический рост.

Индивидуальные умения и опыт, которыми наделен отдельный человек, могут заставить его принимать обоснованные правозащитные решения – таково влияние потребностей безопасности на развитие человеческого капитала. Обоснованные рациональные решения большинства людей создают атмосферу безопасности в обществе.

Повышая индивидуальную производительность труда, человек способен выполнять ту работу, которая имеет большую социальную ценность – так социальные мотивы оказывают влияние на развитие человеческого капитала.

Новые идеи, научные разработки, внедряемые в практику, повышают уважение к людям, их предложившим и воплотившим, – таково влияние мотива уважения на развитие человеческого капитала.

Развитие интеллекта и генерация новых технических и технологических идей приводят человека к самоуважению.

Роль человеческого капитала для экономического роста и развития предприятий

Значение капитала, вложенного в материальные ресурсы, снижается. Эффективность сельского хозяйства, пищевой промышленности все меньше определяется материальными активами: размерами землевладения, производственными зданиями, машинами, техникой; в большей степени ценность предприятий формируют "нематериальные ресурсы" – идеи, предприимчивость и творчество персонала, стратегически-интеллектуальное объединение партнеров и т.д. Главное, на что расходуются ресурсы, – это генерация идей, поиск информации, ее обработка, быстрое практическое их применение для производства продукции и получения прибылей.

Действительно, чтобы реализовать стремление ускорить экономический рост, ликвидировать бедность и перейти к инновационному типу развития, необходимо уже сегодня начать создание системы, которая стимулировала бы инвестирование в человеческий капитал. Накопление человеческого капитала и последующее его использование позволит решить проблемы экономического роста на уровне национальной экономической системы.

Среди особенностей накопления и финансовых вливаний в человеческий капитал в России необходимо отметить положительные тенденции к росту числа работников, увеличивающих свой человеческий капитал путем повышения квалификации и приобретения новых профессиональных навыков. Это определенно является плюсом. В то же время общая низкая культура среди работников и работодателей в отношении рефинансирования человеческого капитала является ограничивающим условием для интенсивного экономического роста. В современных условиях человеческий капитал в России является главным фактором интенсификации экономического роста.

В качестве интегративной основы роста предприятий в современных условиях может выступать человеческий капитал, который сам является фактором развития предприятий (рисунок 4).

Рисунок 4 – Человеческий капитал, как фактор роста и развития предприятий

Таким образом, прослеживается система взаимосвязанных элементов: развитие экономики и социальных факторов в обществе позволяет "задействовать" факторы развития человеческого капитала, приводящие к росту производительности труда на предприятиях, росту эффективности предприятий за счет внедрений новых технологий и инвестирования в персонал. Следовательно, значимость человеческого капитала для предприятия проявляется в его возможностях обеспечения экономического развития. Хозяйствующий субъект добивается успеха, развивая свою производственно-коммерческую деятельность с учетом человеческого капитала.

Среди типичных проблем, связанных с использованием человеческого капитала на предприятиях, можно выделить следующие:

Во-первых, низкий уровень развития системы оценки человеческого капитала, ограничивающейся часто традиционным подходом.

Во-вторых, низкая степень использования человеческого капитала предприятия ведет к снижению эффективности и производительности труда, использования фонда рабочего времени.

В-третьих, часто наличествует недостаточно продуманная политика использования трудовых ресурсов и человеческого капитала в целом, либо данная политика вообще отсутствует.

Следовательно, в современных условиях требуется реализация на предприятиях мер, направленных на устранение типичных проблем и недостатков и формирование объективных подходов к системе оценки, развития и использования человеческого капитала.

Выводы

Человеческий капитал представляет собой комбинацию следующих факторов:

  1. качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность;
  2. способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка ("как делать дела");
  3. побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.

Несмотря на то, что знания всегда были одним из важнейших условий развития производства, уникальность современного этапа заключается именно в накоплении человечеством знаний в таком количестве, в котором они перешли в новое качество, превратившись в главный фактор производства.

Литература

  1. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. – М.: изд-во ВШЭ, 2003.
  2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. – М.: изд-во ВШЭ, 2003.
  3. Менеджмент / под ред. В.Е. Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006.
  4. Авдулова Т.П. Менеджмент. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  5. Алавердов А.А. Управление человеческими ресурсами организации. – М.: Синергия, 2012.
  6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Юрайт, 2014.
  7. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. – М.: Проспект, 2014.
  8. Голованова Е.Н. Инвестиции в человеческий капитал предприятия. – М.: Инфра-М, 2011.
  9. Грузков И.В. Воспроизводство человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики России. Теория, методология, управление. – М.: Экономика, 2013.
  10. Мау В.А. Развитие человеческого капитала. – М.: Дело, 2013.
  11. Хьюзлид М. Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. – СПб.: Питер, 2012.