Падежные окончания прилагательных во множественном числе. Окончания имен прилагательных во множественном числе. Мы слушаем их выводы

Приветствуем всех любителей французского языка. Сегодня мы поговорим о множественном числе французских прилагательных.

Как вы помните, мы обсуждали женский род прилагательных во французском языке. Так вот, у французских прилагательных имеется и число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания s к форме единственного числа (petit - petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis).

Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы сегодня и поговорим.

Итак, Le pluriel des adjectifs. Основное правило образования множественного числа прилагательных

Если прилагательное в единственном числе оканчивается на s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:

  • Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
  • Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты

Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:

  • Un geste amical - des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
  • Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы

Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание s во множественном числе:

  • Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
  • Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы

Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:

  • Un beau matin - des beaux jours – красивое утро – красивые дни

Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:

  • Мужской род: Faux – множественное число faux
  • Женский род: Fausse – множественное число fausses

Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:

  • Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна — светловолосые.
  • Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари — хорошие друзья.

Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:

  • André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
  • Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.

Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:

  • On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
  • On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.

Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.

  • Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
  • Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.

И еще несколько важных правил…

Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:

  • Un pullover marron — des pullovers marron — des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
  • Un pantalon orange — des bas orange — des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки

Но есть и исключения:

  • Ecarlate-écarlates (багровый)
  • Rose-roses (розовый)
  • Fauve-fauves (палевый)
  • Mauve-mauves (фиолетовый)
  • Pourpre-pourpres (пурпурный)

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:

  • Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой — глухонемые

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:

  • Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи

Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.

  • Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки

Постарайтесь запомнить эти правила, они понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4В КЛАССЕ

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.

Задачи:

Образовательная:

Совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении в единственном числе;

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.

ХОД УРОКА

І. Орг.момент.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Бб Бб Бб

Какое дерево является символом России?

Слайд 1

Что вы о правописании этого слова?

К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)

С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

ІІ. Сообщение темы и цели урока

Какие стихи о берёзе вы знаете?

Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Слайд 2

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.

Слайд 3 (с выделенными окончаниями)

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да, -ые, -ие.)
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Слайды 4 и 5

ІІІ. Работа по теме урока

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная гибкая девочка;

2 ряд: яркий зимний день;

Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные, неодушевленные имена существительные, с которыми имена прилагательные связаны)

Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

2. Проверка по таблице окончаний

Слайд 6

Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.

ІV. Физминутка

«Четыре стихии»

Земля – приседаем, вода – руки в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)

V. Продолжение работы по теме урока

3. Работа с учебником

Стр. 19, упр.26

Как определить падеж прилагательных во мн. числе? (по падежу имени существительного)

Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите, определяя окончания имен прилагательных и указывая их падеж.

Взаимопроверка.

Кто выполнил упражнение без ошибок? С 1 или 2 ошибками? Оцените работу товарищей

VІ. Закрепление

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки: мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

VІІ. Рефлексия

В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Выполнение каких задание вам давалось легко…

При выполнении каких заданий вы испытывали трудности

VІІІ. Домашнее задание: стр.18-19 – таблицы окончаний, стр.20 Упр.27

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян... росы. Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян... росы.

Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян... росы. Улыбнулись сонн ые березки, Растрепали шелков ые косы. Шелестят зелен ые сережки, И горят серебрян ые росы. С.Есенин

Тема урока Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа

Цели: познакомиться со склонением имен прилагательных во множественном числе; составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа; научиться определять падеж у прилагательных множественного числа.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ОКОНЧАНИЯ И. как ие? - ые, - ие Р. как их? - ых, -их Д. как им? - ым, -им В. как их? (кого?) как ие? (что?) - ых, -их - ые, - ие Т. как ими? - ыми, -ими П. (о) как их? - ых, -их Черник Е.Н.

Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4В классе.

Тема: «Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе».

Место в системе уроков: первый урок по теме: «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование умений склонять и правильно писать окончания имён прилагательных во множественном числе.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательная:

Совершенствовать знания о склонении имён прилагательных в единственном числе;

Формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

Формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа

Развивающая:

совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;

развивать умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;

воспитание и укрепление интереса к русскому языку;

Данный урок первый по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

В соответствии с программой и номером урока поставлены цели и выбран тип урока.

Тип урока – урок-изучение нового материала

Структура урока: комбинированная. Урок разбит на 5 частей.

1 часть. Организацонная. Эмоциональный настрой.

Цель – настроить на работу.

Создание позитивного настроя с помощью стихотворения.

2 часть. Актуализация знаний.

Цель этого этапа – повторить знания, необходимые для работы по теме урока.

В структуре осуществляется повторение знаний о правописании словарных однокоренных слов, разбору их по составу; об имени прилагательном. Использован занимательный материал для привлечения внимания учащихся.

3 часть. Работа по теме урока.

Цель этапа – формирование умения склонять и правильно писать окончания имён прилагательных во множественном числе.

В структуре третьей части урока работа с учебником, работа с таблицей окончаний, работа у доски, самостоятельная работа.

Формы работы на данном этапе чередовались в соответствии с возрастными особенностями и с учетом уровня обученности учащихся. Проведена физминутка.

4 часть. Закрепление

Цель – закрепить умение писать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.

Детям были предложены задания для самостоятельной работы разного уровня сложности.

5 часть. Подведение итогов.

Цель – подвести итоги, выяснить степень усвоения материала на основе самооценки, которая велась в течение урока.

В ходе урока использована мультимедийная презентация.

Цели урока выполнены. Их реализация проведена через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.

Организационная деятельность учителя считаю достаточной . Она включала в себя:

рациональную организацию труда учащихся;

подготовку и оформление на экране ключевых моментов;

дисциплинированности учащихся;

регламентирование времени форм деятельности учащихся;

подведение промежуточного и общего итогов;

завершенность дидактических моментов при фронтальной проверке;

проведение физкультпаузы;

выполнение плана урока;

реализация основных психологических требований.

Обучающая деятельность учителя на уроке была достаточной . Она состояла:

в отборе содержания учебного материала;

осуществление принципа научности;

организация самостоятельной работы под руководством учителя;

организация контроля за самостоятельной деятельностью учащихся;

применение способов обобщения учебного материала через коллективную работу, самостоятельную работу.

контроль ЗУН учащихся через самостоятельную работу.

В целях обеспечения индивидуального подхода я предусмотрела выбор содержания учебного материала по уровням сложности заданий, оптимальный темп деятельности учащихся.

На данном уроке использовались следующие методы работы:

методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации

методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации

методы стимулирования и мотивации учащихся

методы контроля и самоконтроля

Работа учащихся в классе оценена качественно, в соответствии с нормами оценивания учеников в четвёртом классе. Контроль результативности письменных работ будет осуществлен после проверки тетрадей.


Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного. Гринь Марина Викторовна
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-05-17 Окончания имен прилагательных во множественном числе Гринь Марина Викторовна познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Просмотреть свитедельство о публикации

Окончания имен прилагательных во множественном числе

Тема у: Окончания имен прилагательных во множественном числе.

Цели :(образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Образовательные :

познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному;

углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Развивающая :

развивать связную речь обучающихся, через умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас обучающихся словами разных частей речи; развивать орфографическую зоркость у детей, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке.

Задачи учебного занятия : подвести обучающихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.

Предметные

Вспомнить падежи имен существительных, узнать об особенностях имен существительных в именительном падеже

Личностные:

— признавать важность учёбы и познания нового, понимать значимость тех или иных учебных действий;

— уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

— осмысливать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

— формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

— формировать умение ставить и формулировать проблему;

— формирование умения определять цель деятельности на уроке;

— формирование умения работать по предложенному учителем плану;

— формирование умения выполнять и сравнивать с образцом;

Фиксировать преодоление возникшего затруднения

Познавательные:

— делать выводы на основе обобщения;

— уметь моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания;

— уметь делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

— слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

— учитывать позиции других людей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация учебной деятельности.

— Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь им и своему соседу. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

–Давайте проверим правила посадки при письме

Руки?

Ноги?

Локти?

Спина?

Откройте тетради, положите правильно, под наклоном.

Минутка чистописания(СЛАЙД)

Ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые,ие

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

— Какое дерево зимой и летом одним цветом? (СЛАЙД)

— К слову ель подберите и запишите однокоренные слова (елочка. еловый, ельник…

— С помощью каких слов мы можем описать ель (пушистая. зеленая. колючая….

— Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете?(СЛАЙД)

(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?

(В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе?

(Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

Коммуникативные:

Развиваем умение слушать и понимать других.

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

— оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные

р а звиваем

— в

н

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

— участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

3. Постановка темы и цели урока

— (СЛАЙД)

— Эта загадка поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

Две красавицы лесн…,
Две сестрицы двоюродн…,.
У одной коротк…,
У другой длин.. иголки. (Сосна и ёлочка)

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

На столах у вас карточки с таким же текстом. Допишите в них окончания

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?

(Прилагательные в форме множественного числа.)

Почему так решили?

(В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе?

(По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)

(СЛАЙД)
— Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во мн.ч.

— Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Определяют тему урока

4.Открытие нового знания. Работа в группах

– Приступаем к исследованию имени прилагательного (работа в группах).

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе:

красавицы лесные, иголки длинные

3. Изменяются ли окончания имен прилагательных?

4. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе

2. Выделите окончания имен прилагательных.

3. Составить таблицу окончаний.

4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны

3 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (ели, кусты, деревья)

2. Выделите окончания имен прилагательных.

3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные

4. Менялись ли окончания прилагательных?

5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

4 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

1. Выделить окончания имен прилагательных.

2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)

3. Как определить падеж имени прилагательного?

Просклоняйте словосочетания

1 ряд маленькие деревья

2 ряд зеленые леса

3 ряд высокие ели

Работают в группах

Регулятивные:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

— проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные:

— р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

— оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные

а звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

— в ыявлять сущность, особенности объектов.

— н а основе анализа объектов делать выводы.

обобщать и классифицировать по признакам.

— о риентироваться на развороте учебника.

— находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5.Физминутка

6.Первичное закрепление (работа в парах).

— Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Личностные:

— формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

— учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

— учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

— ориентироваться на развороте учебника.

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Уровень 1

а) Спишите.

Число имён прилагательных.
1. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

Уровень 2
2.Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Родные края, (какие?) ……….. дела, (какая?) …………сумка, (какое?) ……….дерево, (какие?) ………. луга, (какой?) ……….. месяц, (какое?) ……….…растение.

Уровень 3.
3. Вставьте пропущенные буквы. Определите род,число имён прилагательных.

После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.

Регулятивные:

— участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

— На какие вопросы мы планировали ответить?

— Сумели ли мы это сделать?

Регулятивные:

— оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

9.Домашнее задание.

Записать 10 словосочетаний прил. и сущ. определить род. Число, падеж.

Регулятивные: .

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.