Новый порядок и правила регистрации недвижимости. Порядок регистрации права собственности на недвижимость при ее оформлении Государственный кадастровый учет и регистрация права собственности

Государственной регистрации права - внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) появился в 2017 году в результате объединения в один информационный ресурс Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

">ЕГРН ) - подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.

Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, - это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.

Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он - гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?

Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.

Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.

Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

">создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание» . К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–12 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online» .

5. Чем подтверждается государственная регистрация права?

По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре . Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.

Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.

6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?

Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.

В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.

Впоследствии такая запись может быть Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании:

  • заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации;
  • вступившего в законную силу судебного акта;
  • решения государственного регистратора (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника.
">погашена .

7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?

Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.

Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.

По прошествии времени такая запись может быть Запись может быть погашена без заявления предшествующего правообладателя на основании решения государственного регистратора в случаях, если:

  • предшествующий правообладатель не оспорил данное право в суде;
  • в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступил документ, подтверждающий, что предшествующий правообладатель оспорил данное право в суде одновременно с внесением в Единый государственный реестр прав записи, указывающей на наличие заявленного в судебном порядке права требования;
  • в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступило или представлено решение суда, которое вступило в законную силу и согласно которому данное право прекращено, установлено право иного лица на объект, либо в прекращении данного права отказано.
">погашена .

8. Можно ли оформить все необходимые при покупке жилья документы одним пакетом?

С 1 августа 2017 года в центрах госуслуг «Мои документы» вы можете оформить документы и получить услуги, которые могут понадобиться вам в процессе или сразу после покупки жилья, например:

  • предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
  • проведение инвентаризации и предоставление информации технического учета;
  • адресная регистрация объектов недвижимости: предоставление справки об идентификации адреса объекта капитального строительства;
  • предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда;
  • распоряжение материнским капиталом;
  • предоставление информации жилищного учета;
  • государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
  • согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Возможность получить документы одним пакетом есть во всех .

Объекты недвижимого имущества подлежат обязательной технической инвентаризации и техническому учету. Система технической инвентаризации и технического учета формируется в целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности. Законодательные основы деятельности системы технической инвентаризации содержатся в Постановлениях Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» и от 13.10.1997г. №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».

Целью технической инвентаризации является описание объекта недвижимости, здания или сооружения, по определенным правилам, позволяющее идентифицировать эти объекты, устранить противоречия между описываемым объектом и другими зданиями и сооружениями. Целью технического учета является построение информационной системы, содержащей сведения обо всех зданиях и сооружениях.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Все объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью публично-правовых образований, вне зависимости от стоимости подлежат учету в соответствующем реестре имущества.

Учетом публичного имущества является описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

При учете имущества, находящегося в публичной собственности, учитывается как имущество, находящееся в казне, так и закрепленное имущество (имущество, предоставленное в хозяйственное ведение или оперативное управление). Учет публичного имущества производится путем ведения соответствующего реестра. Реестр – это информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Основными целями ведения реестра является организация единой системы учета, пообъектное отображение, отражение движения имущества. Формирование и ведение реестра осуществляется соответствующий специальный орган по управлению имуществом.

Документом, подтверждающим факт учета публичного имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения реестрового номера имущества и иные достаточные для идентификации имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него. Выписка из реестра является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с объектами недвижимости, закрепленными в публичной собственности.

Права на объекты недвижимости и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация прав – это специальный институт, создаваемый государством, с целью бесспорного установления обладателя прав на наиболее ценные объекты имущественного оборота – недвижимое имущество и предоставления обладателям зарегистрированных прав определенных государственных гарантий. При этом государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права и осуществляется в соответствии в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Недвижимая вещь, права на которую подлежат регистрации, должна быть исчерпывающим образом определена путем ее описания.

В соответствии с ГК государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. К числу вещных прав, подлежащих государственной регистрации, следует отнести: право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В отличие от вещных прав на недвижимое имущество, сделки с недвижимостью и обременения прав подлежат регистрации только в случаях, прямо указанных в законе. К числу договоров, подлежащих регистрации, следует отнести договоры: купли-продажи, дарения, ренты, аренды для объектов недвижимости, заключенные на срок не менее 1 года, ипотеки, купли-продажи, аренды и ипотеки предприятия как имущественного комплекса, договор участия в долевом строительстве. Все остальные договоры, предметом которых являются сделки с недвижимым имуществом, государственной регистрации не подлежат.

Государственную регистрацию прав проводят исключительно в заявительном порядке, то есть любую запись о праве вносят только на основании соответствующего заявления лица, в интересах которого ее осуществляют.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в следующем порядке: - прием документов на государственную регистрацию прав; - правовая экспертиза представленных документов проверка законности сделки; - установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже ранее зарегистрированными правами на недвижимое имущество, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; - совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача свидетельств о государственной регистрации прав.

Регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ действует система структурных подразделений территориальных органов.

Государственную регистрацию прав осуществляют путем внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащий информацию об объектах недвижимости, правообладателя и зарегистрированных правах, сделках, обременениях, ограничениях прав.

Последнее обновление: 28.06.2018

Процесс регистрации сделки купли-продажи квартиры представляет собой государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру в Росреестре , с внесением соответствующей записи в единую по всей России базу данных прав на недвижимость — ЕГРП (с 2017 года - ЕГРН ).

Для лучшего понимания что к чему, дадим несколько ключевых определений.

ЕГРП - Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество . Это электронная база данных, в которую вносится вся информация о существующих (действительных ) и прекращенных правах на объекты недвижимости , информация о правообладателях, и о существующих . Там же хранятся и административно-технические данные о самих объектах недвижимости — их адреса, назначение (жилое/нежилое ), данные о площади помещений, и т.п.

ЕГРП основан (введен в действие ) 31 января 1998 г., и отдан под управление федеральному органу - «Росреестру» . Ранее этой даты регистрация происходила в местных органах самоуправления и территориальных .

С 2017 года базу ЕГРП объединили с базой ГКН (Государственный кадастр недвижимости ), и создали единую базу данных ЕГРН .

ЕГРН - Единый Государственный Реестр Недвижимости . Эта система объединила систему регистрации прав (ЕГРП) и систему учета объектов недвижимости (ГКН) в одну общую базу данных.

«Росреестр» (она же Регпалата ) - полное официальное название: Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии . Это головная организация федерального значения. Ее территориальные органы представлены в каждом субъекте РФ в виде Управлений «Росреестра» (УФРС) и офисов-филиалов Кадастровой Палаты (ФКП Росреестра) .

УФРС (Управление Федеральной Регистрационной Службы) = Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии = Управление Росреестра (территориальное отделение ). В частности, здесь определяется порядок регистрации права собственности на квартиру, и порядок учета технических данных о квартире в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) .

ФКП - Федеральная Кадастровая Палата - структурное подразделение УФРС , которое собственно и занимается регистрацией прав и сделок с недвижимостью (выполняет технические работы ), а также ведет кадастровый учет всех объектов недвижимости (в т.ч. объектов незавершенного строительства ), делая учетные записи в ЕГРП и ГКН , соответственно.

После создания единого реестра недвижимости ЕГРН , у граждан появилась возможность подать одно заявление сразу на две операции - на проведение регистрации прав и на проведение кадастрового учета . В остальном все осталось по-прежнему (подробнее на сайте Росреестра - ).

О регистрации сделок купли-продажи квартир

Согласно закону (п.6, ст.1 Откроется в новой вкладке.">ФЗ-218 от 13.07.2015 - «О государственной регистрации недвижимости» ) все сделки с квартирами подлежат обязательной государственной регистрации - т.е. данные о переходе права собственности от Продавца к Покупателю в результате сделки вносятся в единую базу данных Росреестра (ЕГРН ).

При этом с 2013 года регистрация недвижимости - . Единственным фактом, фиксирующим сделку с квартирой на вторичном рынке , осталась только регистрация перехода права . Другими словами, Договор купли-продажи квартиры (ДКП) теперь вступает в силу с момента его подписания сторонами, а переходит к Покупателю с момента государственной регистрации перехода права .

Одновременно с этим (по факту перехода права ) регистрируется новое право собственности теперь уже на Покупателя.

Несмотря на это, на рынке в обиходе так и осталось понятие - «регистрация сделки купли-продажи квартиры », хотя под ним теперь понимается именно регистрация права и перехода права по сделке. При этом, в процессе регистрационных действий, на ДКП все равно ставятся регистрационные печать и штамп , свидетельствующие о том, что переход права по этому договору состоялся.


Список документов для регистрации сделки купли-продажи квартиры зависит от конкретной ситуации - например, регистрируется ли сделка на «первичке» или на «вторичке» , какой тип договора является для существующего права собственности Продавца, Продавец, есть ли в числе собственников или нет, и т.п.

В связи с этим существует ряд обязательных документов для всех ситуаций, и дополнительные документы - для частных случаев.

Не следует путать регистрацию прав требования на квартиру в строящемся доме на , и регистрацию прав собственности на готовую квартиру (которая может быть как на первичном, так и на ).

Конкретные перечни документов для регистрации сделок покупки и продажи квартир указаны на соответствующих шагах ИНСТРУКЦИИ (по ссылкам - отдельно для каждого случая ):

ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК:

  • Регистрация прав требования на квартиру в строящемся доме (новостройке) - документы
    На первичке права требования регистрируются либо при оформлении Договора долевого участия ДДУ (если квартира покупается непосредственно у Застройщика ), либо при оформлении Договора уступки прав требования по ДДУ (если квартира покупается у дольщика или соинвестора строительства ).
    В первом случае регистрацией ДДУ может заниматься как Застройщик , так и сам дольщик; как это происходит описано здесь - .
    Во втором случае документы собирают сами участники сделки по переуступке прав , а перечень этих документов представлен здесь - .
  • Регистрация прав собственности на квартиру в построенном доме (новостройке) - документы
    Здесь пакет документов, как правило, тоже формирует Застройщик . Он же занимается и регистрацией прав собственности на свежепостроенные квартиры. Но Покупатель может заняться этим и самостоятельно: о том, как это делать рассказано в ИНСТРУКЦИИ для Покупателя здесь - .

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК:

  • Регистрация прав собственности при покупке квартиры на вторичном рынке - документы
    Здесь состав пакета документов для регистрации отличается от состава пакета документов квартиры. В первом случае мы имеем документы, необходимые для совершения регистрационных действий, а во втором случае - документы, которые нужны лично Покупателю для подтверждения правовой информации о квартире, о ее собственниках и пользователях. И тот и другой перечень документов можно увидеть на соответствующих шагах ИНСТРУКЦИИ для Покупателя здесь:
    — ;
    — .
  • Регистрация прав собственности при продаже квартиры на вторичном рынке - документы
    Здесь перечень документов для регистрации - тот же, что и при покупке квартиры на «вторичке». А вот общий список документов для проверки «юридической чистоты» квартиры может оказаться поменьше. Дело здесь в расстановке акцентов: если Покупатель окажется не очень требовательный, то Продавцу можно обойтись и минимальным набором документов, которые необходимы только для регистрации сделки. Подробнее об этом рассказано в ИНСТРУКЦИИ для Продавца здесь - .

Непосредственно для регистрации сделки купли-продажи квартиры список документов немного меньше, чем тот, который обычно требуют с Продавца другие участники сделки - Покупатель, риэлторы, нотариус, банк, и т.п. Для регистрации нужен не полный перечень, а только самое необходимое (см. видео об этом ниже ).

Кстати, с июля 2016 года новым собственникам квартир (подробнее см. по ссылке ).

Размер госпошлины за регистрацию права составляет для физлиц 2 000 руб. Актуальные ценники на госпошлину можно проверить на сайте Росреестра - .

Куда подавать документы на регистрацию сделки с квартирой?

В Москве для регистрации сделки с квартирой, Продавцы и Покупатели подают документы в многофункциональные центры госуслуг (МФЦ) «Мои документы» . Запись туда возможна также по телефону или по интернету. Там же можно еще раз уточнить состав пакета документов для регистрации права собственностина квартиру.

Местные отделения УФРС в Москве с 2014 года не работают с физлицами. (подтверждение - )

В других регионах России для регистрации сделки с квартирой (для регистрации прав и перехода прав на недвижимость ), можно обращаться как в местные МФЦ «Мои документы» , так и непосредственно в территориальные офисы и приемные Росреестра .

Кроме того, Росреестр предоставляет на своем сайте возможность подачи заявления на регистрацию прав и перехода прав - через интернет (см. ссылку ниже ).

Сами центры МФЦ «Мои документы» не регистрируют сделки купли-продажи квартир. МФЦ - всего лишь удобный посредник между участниками сделки и Росреестром. Причем, документы можно подавать не только в МФЦ по месту нахождения квартиры, но и в любом другом МФЦ, даже в другом городе.

Сотрудники обязаны только принимать документы на регистрацию, но не обязаны проводить их правовую экспертизу (т.е. не проверяют их на подлинность и правильность оформления ). А значит, возможны случаи некорректно подготовленных документов (ошибок в договорах, недостатка информации в составе пакета документов и т.п. ), которые приводят к приостановкам/задержкам в регистрации , или даже отказам в регистрации (см. ниже об этом ).

Чтобы этого избежать, лучше обращаться за подготовкой договоров и экспертизой всего собранного пакета документов к (который может сам затем подать этот пакет на регистрацию ).

В частности, сроки регистрации права собственности на квартиру составляют (с 1 января 2017 года ):

  • для квартир в простой письменной форме = 7 рабочих дней;
  • для Договоров купли-продажи (ДКП) квартир в = 3 рабочих дня;
  • для Договоров долевого участия (ДДУ) в строительстве = 7 рабочих дней;
  • для Договоров ипотеки квартир = 5 рабочих дней.

При этом, нужно иметь ввиду, что если документы на регистрацию подаются через , то сроки увеличиваются, примерно на 2-4 дня за счет времени доставки документов из МФЦ в регистрирующий орган и обратно на выдачу.

Эти данные из государственного реестра недвижимости являются основным и единственным свидетельством - кто, чем, и на основании чего владеет . Поэтому любую проверку документов при покупке квартиры начинают, обычно, с заказа такой Выписки .

Заказать Выписку из ЕГРН можно как на сайте Росреестра, так и на нашем сайте - (через встроенный сервис API Росреестра ).

«СЕКРЕТЫ РИЭЛТОРА»:

Правила и последовательность подготовки сделки купли-продажи квартиры - на интерактивной карте Откроется во всплывающем окне.">«ПОШАГОВОЙ ИНСТРУКЦИИ» (откроется во всплывающем окне ).

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

Общий обзор закона

Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

«Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

  1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
  2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
  3. реестр границ;
  4. реестровые дела;
  5. кадастровые карты;
  6. книги учета документов.

Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

Порядок регистрации прав

Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

  1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
  2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
  3. акты о приватизации жилых помещений;
  4. свидетельства о праве на наследство;
  5. вступившие в силу судебные акты;
  6. акты о правах на недвижимое имущество;
  7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
  8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
  9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

  • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
  • прекращение существования объекта недвижимости;
  • государственная регистрация ограничений и обременений.

Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.


Место и сроки регистрации прав

Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

  • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
  • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
  • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

Подтверждающие документы и остальные новшества

Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

  • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • о переходе прав на объект недвижимости;
  • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
  • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

  • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
  • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.


Что еще стоит отметить?

Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

До встречи в следующих статьях!

Новые правила регистрации недвижимости с 01.01.2017 установлены законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - закон № 218-ФЗ), призванным заменить закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - закон № 122-ФЗ). Рассмотрим нововведения более подробно.

Изменения, вступившие в силу в 2016 году

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности третьему лицу (п. 1 ст. 24);
  • продаже земельной доли (п. 3 ст. 24.1);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 30).

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме, а по окончании регдействий их может доставить курьер, правда, эти услуги платные (п. 1 ст. 18, пп. 19, 20 ст. 29).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из акта госоргана (орган, принявший акт, самостоятельно направляет документы на регистрацию не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа-основания возникновения прав на бумажном носителе. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).

Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

  • необходимость соблюдения преимущественного права сособственников, т. е. возможность продать третьему лицу возникала по истечении 1 месяца с момента письменного предложения о продаже машино-места другим собственникам (п. 2 ст. 250 ГК РФ);
  • необходимость обязательного оформления такой сделки у нотариуса (п. 1 ст. 24 закона № 122-ФЗ).

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 60 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры . За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составляет для физлиц 750, для юрлиц - 2200 руб. Электронный документ обойдется в 300 руб. и 600 руб. соответственно;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб. в электронном виде - 400 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.