Краткий обзор учения пифагорейской школы. Пифагорейские учения Пифагорейская школа мистика наука философия

ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора

(2-я половина VI - начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом городе Кротоне религиозный союз

Характерные черты пифагорейской школы

    Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения.

    Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адеп­там и разглашение которой строжайше запрещалось.

    Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную органи­зацию аристократии.

Основные положения философии пифагорейцев

    Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора - это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии.

    Первопричина всего сущего - число. Все в природе измеряется, подчиняет­ся числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность - это значит познать управляющие им числа.

    Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма.

    Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически по­нятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет. единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разно­стороннее). Основное философское значение имеет противоположность пре­дельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности.

    Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропони­мания, что целиком связано с их пониманием числа.

    Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.

3.10. Философия элеатов

ЭЛЕАТЫ - представители элейской философской школы, существовавшей в VI-V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Представители: Ксенофан , Парменид , Зенон иМелисс

Основные положения философии элеатов

    Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет , 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны ! . Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая - исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского.

    Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию ве­щей философские поняти^федельной общности (бытие, небытие, движе­ние).

    Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, оди­наково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апо­рии Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие.

    В познании элеаты разграничивают истину , основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия.

    В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть , а небытия нет; 2) бытие одно , неделимо ; 3) бытие познавае­мо, а небытие (видимость) непознаваемо : его нет для разума , а значит , оно не существует.

    Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвиж­ное , представляя его в рамках чувственного познания.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики. для которых бытие совпада­ет с материальным, неразумным и совершенным Космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественнос (Парменид), другие - как непре­рывно становящееся (Гераклит). Бытие противопоставляется небытию. Различается бытие «по ис­тине* и бытие -»по мнению», идеальная сущность.

Доклад: "Пифагорейская школа".

Рязанцев Виктор Викторович.

группа П4-00-02

Пифагореизм – идеалистическое учение в античной философии 6-4 вв. до н.э., рассматривавшее число как формообразующий принцип всего существующего и оказавшее влияние на взгляды Платона и неоплатонизм. В основанной Пифагором школе практиковались тайные обряды, проповедовался аскетизм и т.п. Пифагорейцы разрабатывали теорию музыки, проблемы математики и астрономии и на этой основе выводили систему знаний о мире как совокупности развернутых числовых определений (единица –абсолютное, двойка – его неоформленное, потенциальное разделение, тройка – абстрактное, четверка –конкретная, телесная оформленность абсолютного и т.п.). Пифагореизм содержал ряд мистических идей: о переселении душ, о "гармонии небесных сфер", т.е. о подчинении движения космоса музыкальным соотношениям.

Вступление.

История Пифагора и пифагорейцев может быть описана ориентировочно. Видимо в конце 6 в. при Пифагоре складывается общее теоретическое содержание пифагореизма, его религиозное, научное и философское учение. Пифагореизм достигает в это время расцвета. Во второй половине 5 в. на первый план выходит уже философское учение пифагорейцев, освобожденное от религиозных запретов. В конце 5-го - первой половине 6-го века пифагореизм перерастает в платонизм и сливается с ним в деятельности древней Академии.

1. Создание организации “Пифагорейский союз”.

Пифагор, сын Мнесарха, самосец, родился в 576г. до н.э. По преданию учился в Египте, много путешествовал. Около 532г. , скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быстро завоевывает широкую известность и создает религиозно-философскую и политическую организацию - Пифагорейский cоюз. Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - “нравственном” смысле. Пифагор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”.

Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово каралось. "Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение”. Но и, попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. “Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились зачатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать”.

Нравственные принципы и заповеди Пифагора.

Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - “Золотые стихи”. Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами: Зороастр был законодателем персов.

Ликург был законодателем спартанцев.

Солон был законодателем афинян.

Нума был законодателем римлян.

Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

Вот некоторые извлечения из книжки, содержащей 325 Пифагоровских заповедей:

Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.

Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Сегодня абсолютно невозможно сказать, какие из сотен подобных заповедей восходят к самому Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечные общечеловеческие ценности, которые остаются актуальными всегда, покуда жив человек.

Образ жизни пифагорейцев.

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой

особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.

Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

На протяжении всей истории Древней Эллады (Греции) калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.

Пифагорский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

Образ жизни пифагорейцев включал учение о различных способах обращения с людьми в зависимости от их статуса в обществе. Смысл такого образа жизни – подчинение человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.

Религиозно-филосовское учение.

В религиозно-философском учении раннего пифагореизма раз-

личаются две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д.

Пифагорейцы имели множество символических изречений. Собрание этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Вот некоторые из пифагорейских акусм и их толкования:

Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем)

Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей)

Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь)

Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) .

Есть мнение, что первоначально пифагорейские акусмы понимались в прямом смысле, а их толкования были надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце – символ всего живого. Но в начальном виде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить и свернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, на которые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или, например, запрещалось касаться бобов, все равно, как человеческого мяса. Согласно одному мифу бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея, поэтому их и запрещалось есть. В целом же все эти истории только лишний раз нам напоминают, что жили пифагорейцы очень давно – два с половиной тысячелетия назад, что ясный ум и высокая нравственность окутаны были в сознании древнего человека красивой сказочной пеленой.

Научное мировоззрение пифагорейцев. Космогония и

космология.

Что же касается собственных знаний, то Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетных числах, начала геометрического истолкования числа и т.д.

Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”. Но красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Следовательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную “космическую цель – перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека”.

Космогонию пифагорейцев можно описать так: мир, слагающийся из предела и беспредельного, есть сфера, возникающая в беспредельной пустоте и “вдыхающая” ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, небесные тела, движение и время. В середине мира находится огонь, дом Зевса, связь и мера природы. Далее идут Противоземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Противоземля введена для круглого счета, как десятое небесное тело, с ее помощью объяснялись лунные затмения. Космические тела произошли из центрального огня и вращаются вокруг него, прикрепленные к хрустальным сферам. Планеты, в том числе Земля, вращаются с запада на восток, обращенные к центральному огню всегда одной стороной, поэтому мы его не видим. Наше полушарие согревается отраженными Солнцем лучами центрального огня.

Космология пифагорейцев представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточного обращения вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной, представляли значительное приближение к истине.

Но этой физической картиной дело не ограничивается. Пифагореизм создает определенную логическую схему мироздания, соотнесенную с нравственной оценкой. Эта сторона дела представлена в учении о противоположностях, что представляется так: предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и многое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, светлое и темное, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее.

Дело не просто в противопоставлении - противоположности соединяются. Говоря о Пифагоре как основателе гражданского воспитания, Ямвлих приписывал ему мысль о том, что ни одна из существующих вещей не является чистой, все смешано, и с землею огонь, и огонь с водой, и воздух с ними, и они с воздухом, и даже прекрасное с безобразным, и справедливое с несправедливым.

Следующая идея пифагорейцев - идея гармонии. Ее истоки можно искать, если не у самого Пифагора, то у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины. Этот врач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что сохраняет здоровье равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них есть причина болезни. Здоровье – есть соразмерное смешение таковых сил. Это соразмерное смешение и получило у пифагорейцев название “гармония”, став одним из основных понятий их учения: все на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, т.к. все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государство и царь, потому что от него зависит сила скрепления всех людей в единое целое.

Поразительны физиологические догадки и открытия Алкмеона: он установил, что орган душевных и мыслительных процессов - не сердце, как полагали до него, а мозг, установил различие между способностью к восприятиям и способностью к мышлению, принадлежащей только человеку, а также доказал, что ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединяющих органы чувств с мозгом.

Учение о переселении душ.

Было в учении Пифагора и много мистического, туманного

и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

У пифагорейцев были специфические представления о природе и судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Для достижения этой цели необходимо выполнять моральный кодекс “пифагорского образа жизни”.

Из учения о переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Многие весьма прохладно принимали эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали и приписывали иностранное влияние.

Философия числа.

Основная философская направленность Пифагора состояла в

философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

которая образована диагоналями правильного пятиугольника.

Поразительным является и еще одно обстоятельство. Именно

звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой природе (вспомним цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т.д.) и принципиально не возможен в криста-

лических решетках неживой природы. Симметрию пятого порядка называют симметрией жизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристализации, против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы выбирают в качестве символа здоровья и жизни.

Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга.

Из множества чисел священно число “36” : 1 + 2 + 3 .

Оно состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа и она символизирует “ед.” - единство бытия и мира.

Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д.

Оно состоит из тройки, совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец.

Кроме того, в числе “36” возможны удивительные превращения, например: 36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией.

Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю “число – есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение религиозного, научного и

философского учения пифагорейцев.

Длительная и сложная история пифагоризма ставит перед исследователями немало вопросов. Однако можно сформулировать следующие достаточно обоснованные оценки смысла и теоретического содержания пифагорийских учений.

Идеология пифагоризма включает три главных компонента: религиозно-мифологически-магический; научный, связанный с развитием математики; и философский. Последний аспект демонстрирует стремление найти “начало” всего сущего и с его помощью объяснить мир, человека и его место в космосе. Однако ведущая материальная тенденция заменяется идеалистической, которая опиралась на важнейшее открытие, связанное с развитием математического знания, - обнаружение возможности выявления упорядоченных и численно выразимых количественных отношений всего сущего.

Раскрывавшаяся пифагорейцами числовая закономерность сущего - это протяженный мир тел, математические закономерности движения небесных тел, законы музыкальной гармонии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, которым человек обязан божеству.

К сожалению, за тысячу лет антично традиции реальные и вызывающие глубокое уважение к личности Пифагора сведения были перемешаны со множеством легенд, сказок и небылиц. Можно было бы много чудес рассказать о Пифагоре. Но главное чудо, прославившее его, состояло в том, что он вывел человечество из лабиринтов мифотворчества и богоискательства к берегам океана точного знания. Утренние купания пифагорейцев в волнах Ионического моря были и ежедневной прелюдией к плаванию по океану знания. Только целью плавания были не поиски сокровища, а поиски истины.

Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: “Все есть число”. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.

Они считали возможным при помощи математики достигнуть очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. “Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей.

То, что приводит противоположности к единству и соединяет

все в космос, есть гармония. Гармония является божественной

и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит

эту божественную числовую гармонию, сам станет божествен-

ным и бессмертным”.

Таков был пифагорейский союз - любимое детище велико-

го эллианского мудреца. Воистину то был союз истины, добра

и красоты.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1976.
  1. Богомолов А.С. Античная философия. М. 1985.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979.
  3. Таранов П.С. 120 философов. Симферополь, 1996.
  4. Соколов В.В. Античная философия. М. 1958.
  5. Лосев А.П. История античной эстетики. М. 1994.
  6. Виндельбанд В. История древней философии. Киев. 1995.

Начало формирования этой школы - конец VI в. до н.э.

| Возникла Пифогорейская школа как некий религиозный орден, со своим этикетом и строгими правилами поведения. К числу таких правил относилось строжайшее запрещение проповедовать учение иным людям, не входящим в Пифагорейский союз. Учение пифагорейцев воспринималось как тайна, постичь которую могли лишь адепты этого союза. Пифагорейцы не излагали своего учения письменно, оно существовало у них на основе устной традиции, они держали его в памяти и проповедовали только доверенному кругу лиц. Они строго карали тех, кто разглашал их учение не посвященным в пифагореизм.

Поэтому скудность информации о ранней пифагорейской философии вполне объяснима. Она возрастает лишь после того, как Пифагорейский союз прекратил свое существование и запрет на разглашение учения был снят.

Возрождение пифагореизма приходится на I в. н.э. и связано с деятельностью Апполония Тианского, написавшего сочинение «Жизнь Пифагора». Дальнейшее развитие пифагорейской традиции осуществлялось на основе неоплатонизма.

А.О. Маковельский предлагал следующую периодизацию формирования пифагореизма: (а) от основания Пифагорейского союза в 531 г. до н.э. до разгрома школы около 500 г. до н.э. В это время жили пифагорейцы Пифагор, Гиппас, Демокед и др.; (б) с 500 г. до образования главной системы научного пифагореизма, которая сложилась в середине V в. до н.э.; (в) завершение главной системы научного пифагореизма у Филолая; (г) последняя треть V в. до н.э. - пифагорейцы в изгнании; (д) пифагореизм IV в. до н.э. - Архит Тарентский и другие «последние пифагорейцы». |

Основателем Пифагорейского союза по традиции считается Пифагор. Представителями раннего пифагореизма были Гиппас, Пар- мениск, Керкопс, Бронтин; среднего - Филолай Кротонский (Терентский), Эврит, ботаник Менестор, математик Феодор и космологи Экфант, Гикет (Лэций) и Ксуф (Симплиций ); позднего - Лрхит Те- рентский, Оккел, Ксенофил и многие другие.

Бюст Пифагора

I Пифагор (ок. 570-496 до н.э.) - создатель пифагорейской философии, соединившей восточную науку с эллинской мифологией. Его сорокалетие (акмэ) приходилось на 30-е годы VI в. до н.э. Родом был с острова Самос. Ученик Анаксимандра и Ферекида. Учился в Египте и Вавилонии; вернулся на родину в 56 лет. В 532-531 гг. он покидает Самос и прибывает в Италию, в полис Кротон, где основал свою школу - Пифагорейский союз. Скончался Пифагор в возрасте 75 лет. По одним источникам Пифагор сам ничего не писал, по другим - к его трудам относят «О природе», «О государстве, «О воспитании », «О душе», «О мире», «О благочестии», «Священное слово». Пифагор был первым мыслителем, который, по преданию, назвал себя философом, то есть «любителем мудрости».

Изменение направленности научных исследований пифагорейцев было обязано числу, понимаемому как начало взамен воды, воздуха или огня. Наиболее известная и содержательная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю:

Пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и... стали считать ее начала началами всего существующего. А так как среди этих начал числа от природы суть [первые начала в математике, то в них они видели начала всех вещей], - более чем в огне, земле и воде... они видели, что свойства и отношения, присущие гармонии, выразимы в числах; следовательно, им казалось, что все остальное по своей природе явно уподобляемо числами и что числа - первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего [вещей] и что все небо есть гармония и число 1 .

В других местах своей «Метафизики» Аристотель пишет, что для пифагорейцев «числа - это сами вещи»; «вещи состоят из чисел»; «число - сущность всех вещей». Иными словами, логика пифагорейцев представлена в развитии от первого положения до третьего: от отождествления чисел и вещей к пониманию того, что числа - это не вещи и вещи - это не числа, а числа - это сущность вещей.

Такое понимание пифагорейцами первоначала бытия не понятно здравому смыслу. Однако при внимательном рассмотрении окружающего мира совершенно очевидно, что в основе всего лежат не только качественные характеристики, но и количественные характеристики бытия. Так, молекулярное движение в субстрате (например, в воде) при изменении температурного режима может быть отражено на числовой шкале градусника. Звук и музыка также переводимы в числовые соотношения: разница звучания струн в музыкальном инструменте соотносима с длиной струн; гармонические соотношения октавы, квинты и кварты управляются числовыми законами (1: 2, 2: 3, 3: 4).

В этом мире все может быть выражено посредством числа и математической регулярности, лежащей в основе бытия: цикличность развития неорганических и органических систем, хронология эпох, столетий, последовательность месяцев и дней и т.д.

Для пифагорейцев число - это нечто реальное, более того, оно более реально, чем вещи. В этом смысле оно есть начало, образующее все вещи. Для современного понимания число есть абстракция, продукт мышления, а для пифагорейского миропонимания - реальность, природа вещей.

В непосредственной связи с концепцией числа находится и учение о противоположностях. Рассматривая числа, пифагорейцы выделяют в них такую противоположность, как числа четные и нечетные. Основные десять противоположностей таковы: предел - беспредельное, нечетное - четное, одно - множество, правое - левое, мужское - женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тень, хорошее - плохое, квадрат - прямоугольник.

Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного. Эта антитеза, по всей видимости, трактовалась как предпосылка космоса. Беспредельное (апейрон) в учение о космосе выступает как физически бесконечная пустота, содержащая в себе космос. Мир рождается посредством вдыхания этой пустоты «Единым» (генезис его неизвестен) с последующим образованием чисел и вещей. Если число есть гармония предельного (абстрактного числа) с беспредельным (абстрактное вещество), то все - это порядок. А поскольку порядок по-гречески «kosmos»,

то Пифагор был «первым, кто обозначил космос со всеми находящимися там вещами как порядок, который в нем есть».

Учением о космосе пифагорейцы закладывали основы объективно-идеалистической системы Платона. Действительно, основы классического объективного идеализма античной философии формируются не на противопоставлении числа и вещи как первичного вторичному, а на абсолютном отождествлении общих и отдельных, количественных и качественных характеристик бытия. Пифагорейцы отождествляли число и вещи, и их единая Вселенная как гармония предельного (абстрактное число) и беспредельного (абстрактное вещество), т.е. космос, состоящий из «число-вещей», распадается на вещественный, реальный, физический, видимый мир и невидимый, идеальный мир. Именно здесь истоки объективного идеализма Платона.

Тем не менее сами пифагорейцы - не идеалисты, хотя идеалистическая тенденция в их философском миропонимании присутствует. В ранний период развития античной философии противоположность материального начала и идеального начала не осознается. Такое понимание присуще более поздним философским учениям античной философии (Платон и др.).

Пифагорейцы внесли большой вклад в развитие математики. Рациональное мышление помогло Пифагору сформулировать ряд важных положений в теории числа, арифметики, геометрии. Однако свойственное ему совмещение математических изысканий с мифологией приводило к эзотерическим выкладкам о переселении душ и другим мистическим представлениям. Пифагорейцы связывали число семь с божеством. Понимая человека как ученика божьего, они считали, что каждый из людей должен готовиться к союзу с Богом.

Истинное миропонимание, согласно Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора - это мораль аристократа. Задачи научного познания подчинены интересам религии.

Для социальных взглядов пифагорейцев, как и всех древних греков VI в. до н.э., характерно непонимание качественных различий между природой и обществом. Осознание этого различия найдет место в учении софистов, которые проведут дефиницию между законами природы и законами общества, между человеком социальным и человеком природным. Поэтому когда Пифагор ставил социальное законы, систему государственного устройства, правосудие и справедливость в зависимость от богов, то это отражало общее отставание античной социальной мысли от учений метафизики.

В последующем, в более поздних учениях пифагорейцев, боги трансформируются в числа и геометрические фигуры, а первоначалом станет космическая гармония - истинная первопричина мирового порядка, которая у пифагорейцев соответствовала логосу Гераклита.

  • Согласно Аристотелю, пифагорейская философия включает четыре большихраздела: учение о числах, учение о противоположностях, космология и космогония, представление о душе.
  • Аристотель. Т. 1. С. 77-78.

Пифагорейская община полагала себя эзотерической и замкнутой структурой. С $5$-го века сохранились сочинения Филоллая, в которых он разгласил секреты пифагорейской общины, благодаря чему была возможность судить о личности Пифагора, так как о нём нам очень мало известно.

Пифагор ($570$ – $490$ гг. до н.э)

Пифагор – античный философ, мистик, математик, основатель школы пифагорейцев. Он переехал с Востока на запад и собрал вокруг себя единомышленников по взглядам на политику, религию, науку и педагогику.

Замечание 1

Философия в этот период начинает приобретать научную и педагогическую направленность , которая плотно взаимосвязана с воспитательным аспектом. Античная философия, таким образом, занимает интеллектуальную нишу, чему и поспособствовали Пифагор и его последователи.

В его союзе формируется определённая политическая ориентация – аристократическая - и определённый образ жизни, взгляд на человека, душу, воспитание.

Пифагорейские философы противопоставляли себя школе ионийцев: Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр.

Пифагорейцы делили разумных существ на $3$ категории:

  • Человек
  • Существо, подобное Пифагору

Таким образом, это показывает, что его ученики основали своего рода религиозный союз, где боготворили своего основателя. Когда его философия стала общеизвестной, вся Эллада восхищалась им, сообщал Ямвлих.

Он же писал, что всю славу ученики приписывали Пифагору, ему же отдают право на авторство знаменитой теоремы Пифагора : «квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов». Соответственно, заслуги Пифагора и его учеников в математике и геометрии бесспорны.

Замечание 2

Есть мнение, что именно Пифагор первым назвал философию собственно философией, любомудрием и назвал своё учение мудростью. Философия – любомудрие и стремление к мудрости.

Пифагорейцы называли философию музыкой и утверждали, что мир образовался по законам гармонии .

Равным образом они приписывали музыке становление нравственности, так как по их мнению всё, что служит для исправления ума близко Богам. Музыка здесь выступала как новое понятие, сродное этхосу (этике).

Этхос – постоянное местоприбывание, место, где человек как у себя дома. Этическое это то, что воспитывает. Музыка воспитывает нрав, этос гармоническим способом, налагая меру на человека.

Свои знания пифагорейцы называли матхэмате .

Матхэмате означает не математику, а вообще знания. В эти знания они включали знания о числах, геометрию, первоосновы акустики музыки.

Пифагорейцы говорят о числе

Это вполне в греческом духе, говорить о мере (мир всегда оформлен мерой ). Это математическо-гармоническое устройство мира.

Учение о Душе

Замечание 3

Помимо этого пифагорейцы сформулировали учение о душе и о её бессмертии, о переселении душ. Таким образом, появляется теория о неуничтожимости души. Тело же – могила души.

Человека как такого с телом отождествлять нельзя. Чтобы понять, что такое человек, нужно схватывать, постигать в нем неизменное, тогда оказывается, что человек это не его тело, а как раз его бессмертная, вечная душа. Эта идея пифагорейцев повлияла на дальнейшую античную проблему осознания души.

Отсюда следствие Сократа – познать самого себя, то есть познать свою душу.

Вслед за Пифагором, Платон полагает, что души бессмертны.

Они творятся богом однажды. После этого они переселяются из одного тела в другое. Находясь в промежутке между этими переселениями, они, как считал Платон, пребывают в мире идей. Об этом он упоминает в своём диалоге «Федр», где в «занебесье «души созерцают идеи в чистом виде. Это третий путь познания, который называется «анамнесисом» - припоминание.